Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 105 В южных губерниях орнамент с изображением женщины на крестьянской одежде в середине XIX века встречался реже, чем на севере. Бытовал он чаще в изменённом виде: нарушалась композиция, утрачивались некоторые из частей, терялась цельность рисунка. Вместо них в губерниях Ярославской, Калужской был широко распространен орнамент, состоящий из ряда птиц и животных, имевший распространение и на севере. Излюбленным орнаментальным мотивом в более южных губерниях были птицы: пава, лебедь, гусь, утка. Изображения птицы с большим горизонтальным хвостом или с таким же процветшим поднятым крылом было распространено на севере и северо-западе вплоть до Ярославской, Тверской, Костромской губерний, а также на головных уборах заокской части Рязанской губернии. Более реалистичные образы птиц отмечены в вышивках южных районов. Петухи, уточки, гуськи в цветной перевити на калужских, тульских передниках, а также «барыни», «солдатики», «куколки» представляли собой явления более позднего происхождения, отразившие влияние новых веяний в народном искусстве и широко распространившиеся к началу ХХ века [13]. Фигурки парных животных также присутствовали в русском народном орнаменте. Особенно часто встречались конь и эквивалент коня – олень. Изображения парных оленей имелись на женских головных уборах в Тверской губернии, олени украшали одежду в Тверской, Архангельской губерниях. Барсы, львы, орлы и фантастические грифы характерны для вышивок Новгородской, Псковской, Ярославской губерний. Растительные мотивы – изображение цветов, листьев, побегов не нашли широкого применения в старинных украшениях русских крестьян. Узоры сохраняли явный отпечаток стиля барокко. Распространение растительного орнамента, выполненного крестом по канве на подолах и рукавах женских и мужских рубах, имевшие место повсюду в России и особенно в южных губерниях, во второй половине XIX века и в начале ХХ века было связано с появлением печатных образцов и альбомов [13]. Расцветка и характер орнамента на русской крестьянской одежде отличалась большим разнообразием, но определённостью в соответствии с тем или иным видом и назначением. Сочетание красной вышивки с белым фоном было характерно для одежды северных и северо-западных регионов проживания русских. Разреженность шва «роспись» придавала вышивке прозрачность колорита, благодаря чему красный цвет воспринимался как розовый. Иногда в узоры добавляли песочно-желтого, светло-зеленого и голубого цветов. В противоположность строгому нежному колориту с преобладанием разреженного красного цвета на белом фоне северного и северо-западного регионов, для юга – яркая сочная полихромия с преобладанием интенсивных тонов красного цвета, а в центральных губерниях Московской, Владимирской, Костромской, частично Нижегородской, Ярославской, Тверской встречался и тот и другой колорит. Цветовые особенности вышитых узоров резко отличали одежду различных сел или больших районов, являясь результатом развития народной культуры в этих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=