Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 112 “Светильник Шакьямуни”» ( Мо ни чжу кунь цзи 摩尼燭坤集 ). Данная коллекция состояла из 71 текста и была посвящена методам пестования внутренней природы ( син 性 ). Известно, что в нее водили такие работы, как «Сутра госпожи Майи» ( Мо е фу жэнь цзин 摩耶夫人經 ), «Сутра Матанги для женщин» ( Мо дэн цзе нюй цзин 摩登伽 女 經 ), «Жизнеописания буддийских монахинь» ( Би цю ни чжуань 比丘尼傳 ), «Жизнеописания благочестивых жён» ( Шань нюй жэнь чжуань 善 女 人傳 ) [15, p. 273, n. 68-71]. Однако, в этом обширном книжном собрании отсутствовали разъяснения психофизиологических методов для женщин, подобных даосской «женской внутренней алхимии», так же как в «благих книгах» ( шань шу 善書 ) и «драгоценных свитках» ( бао цзюань 寶卷 ) имевших в то время широкое хождение в миру. К началу XIX в. даосы так же начали объединять разрозненные наставления по женской практике в книжные коллекции. Примером одной из таких коллекций служит «Важнейшее из методов золота и киновари для женщин» ( Нюй цзинь дань фа яо 女金丹法要 ), составленное в 1813 г. настоятелем даосского монастыря Черного козла [Комм.1] (Цинъянгун 青羊 宫 ) Фу Цзинь-цюанем 傅金銓 (1765-1845) [ЦВДШ, т. 11, с. 512-541]. Самая большая коллекция работ по «женской алхимии», которая стала доступна широкому кругу читательниц, была собрана эрудитом и ученым Хэ Лун-сяном 贺龍骧 , известным также как Хэ Цзин-сюань 贺靜軒 , деятельность которого пришлась на начало XX столетия. О Хэ Лун-сяне известно, что он был уроженцем Цзинъяня 井研 пров. Сычуань и в 1891 г. получил ученую степень цзюйжэня . Он составил сборник под названием «Собрание работ по женской алхимии» ( Нюй дань хэ бянь 女丹合編 ), который был опубликован в 1906 г., одновременно с большой даосской книжной коллекцией «Заново напечатанное собрание важнейших сочинений из “ Дао цзана ”» ( Чун кань дао цзан цзи яо 重刊道藏集要 ) [Комм.2], при поддержке влиятельной даосской обители Двух небожителей (Эрсяньань 二仙庵 ) [Комм.3], расположенной в Чэнду (пров. Сычуань) [18, p. 245]. «Собрание работ по женской алхимии» состояло из 18 сочинений, и было первой коллекцией, содержащей иллюстрацию медитирующей женщины, на лице и теле которой были изображены иероглифы, обозначающие названия мест даосской потаенной антропологической топографии. В это собрание вошли как некоторые сочинения из более ранних коллекций, так и источники локальных субтрадиций, которые Хэ Лун-сян собирал во время странствий по горам Эмэйшань 峨眉山 и различным округам провинции Сычуань. К началу XX в. в горах Эмэйшань можно было встретить множество даосских и буддийских обителей, сосуществовавших рядом на протяжении веков (Рис. 3), как например, палата Чунь-яна[Комм.4] (Чуньяндянь 純陽殿 ), дворец Трех начал[Комм.5] (Саньюаньгун 三元宮 ), палата Нефритового августейшего[Комм.6] (Юйхуандянь 玉皇殿 ), монастырь Процветания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=