Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 115 лет практиковала различные методы самосовершенствования, он отправился в странствия на поиски таких текстов. Встречая на своем пути «последователей трех учений» (т.е. конфуцианства, даосизма и буддизма) Хэ Лун-сян искал книги по «женской алхимии», наводил справки много лет, но не находил желаемого. От почтенного Сюэ Цэня 雪岑 он получил собрание буддийских текстов для женщин Мо ни чжу кунь цзи 摩尼燭坤集 («Собрание сочинений для женщин “Светильник Шакьямуни”»), в котором было более 70 работ, подробно рассказывающих о совершенствовании внутренней природы ( син 性 ), а о пестовании жизненной силы не говорилось ни слова. Он боялся, что матушка расстроится, если он вернется ни с чем, поэтому с 1900 г. (год восстания ихэтуаней – И. Б. ) жил в уединении в горах Эмэйшань, где без устали, денно и нощно, повсюду искал даосские уложения. За каждым, кого расспрашивал о женских методах, всякий раз делал записи. В итоге Хэ Лун-сян собрал около десяти сочинений и озаглавил их «Собрание работ по женской алхимии». «Моя матушка», пишет он, «была очень счастлива и бережно хранила эту книгу, считая ее уникальной рукописью нашей семьи по тайным основам женского совершенствования». Зимой 1903 г. Хэ Лун-сян отправился в Чэнду. Там, в обители Эрсяньань, входящей в состав храмового комплекса Цинъянгун, велись работы по редактированию даосского книжного собрания «Заново напечатанное собрание важнейших сочинений из “ Дао цзана ”» ( Чун кань Дао цзан цзи яо 重刊道藏輯要 ) . Хэ Лун-сян увидел у настоятеля Яня [Комм.20] и г- на Пэна [Комм. 21] оттиск даосских сочинений для женщин под названием «Путь прозрения, определяемый женским началом- кунь » ( Кунь юань цзюэ лу 坤 缘觉路 ), в котором он нашел «Книгу-основу о первозданном женском начале- кунь » ( Кунь юань цзин 坤元經 ) и «Книгу-основу об умиротворении женского начала- кунь » ( Кунь нин цзин 坤寧經 ). Он испросил дозволения скопировать эти тексты, чтобы дополнить семейную коллекцию. Янь и Пэн заинтересовались его книгой, и уговорили Хэ Лун-сяна опубликовать ее в печатне при монастыре Эрсяньань. В результате, для «Собрания работ по женской алхимии» были вырезаны дорогие печатные блоки и в конце 1906 г., при содействии монастыря Эрсяньань коллекция Хэ Лун-сяна вышла в свет отдельным изданием [НДХБ, с. 5-6]. Особую ценность для изучения «женской алхимии» представляют не только сами источники, вошедшие в эту коллекцию, но и обширное предисловие, сделанное Хэ Лун-сяном к «Собранию работ по женской алхимии». В нем содержатся важные сведения о женском подвижничестве в Китае на заре XX в. Е. Валусси условно делит предисловие к этой коллекции на пять содержательных частей: 1) вступление, объясняющее потребность в собрании сочинений по «женской алхимии»; 2) длинный список неправильных путей женского совершенствования; предупреждения против участия женщин в ложных практиках и исполнения методов, отличных от тех, которые разъяснены в этом собрании [Комм.22];

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=