Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 122 12. Чжан Сань-фэн – полулегендарный даос XIV–XV вв., на склоне лет уединившийся в горах Уданшань 武當山 . К этому даосскому деятелю возводят свое происхождение многие даосские субтрадиции, как например, школа Удан- пай 武當派 , Западная школа «внутренней алхимии» (Си-пай 西派 ), известная как школа Скрытых бессмертных (Иньсянь-пай 陰仙派 ), и др. [11, p. 633]. Так же его считают создателем комплекса боевых искусств Тай цзи цюань (Кулак Великого предела), который, однако, был создан намного позже предполагаемой деятельности Чжан Сань-фэна [4, с. 386, 388-389]. В составе современного книжного собрания «Даосские книги, не вошедшие в Дао цзан » содержится «Полное собрание сочинений учителя Чжан Сань-фэна» ( Чжан Сань-фэн сянь шэн цюань цзи 張三豐先生全集 ) в 8 цз . составленное даосом Западной школы Ли Юань-чжи 李元值 (1806–1856), см.: [ЦВДШ, т. 5, с. 378- 638]. 13. Сунь Сы-мо (Сунь Сы-мяо) – знаменитый врач и алхимик, автор трактата «Основные наставления по киноварному Канону Высшей Чистоты» ( Тай цин дань цзин яо цзюэ 太清丹經要訣 ), который, как указывал Е.А. Торчинов, посвящен изготовлению снадобий из арсенала лабораторной алхимии [6, с. . 53-54; 140-142]. 14. Гэ Хун – даосский деятель, алхимик и собиратель даосских текстов. Кисти Гэ Хуна принадлежит «Жизнеописания божеств и небожителей» ( Шэнь сянь чжуань 神仙傳 ), а так же не менее знаменитое произведение «Мудрец, объемлющий первозданную простоту» ( Баопу-цзы 抱朴字 ). Подробно о жизнедеятельности Гэ Хуна и трактате Баопу-цзы писал Е.А. Торчинов [4, с. 288-292; 5, с. 89-94, 176-602; 6, с. 127-139]. 15. Кумирня Восточного пика – построена в честь правителя подземного узилища, который управляет душами умерших – Великого повелителя Восточного пика (Дун юэ да-ди 東岳大帝 ). Считается, что эта подземная темница расположена под горой Тайшань, а потому и ее хозяина называют Владыка горы Тайшань [8, с. 101,сн. 112]. 16. Школа Небесных наставников – одно из первых организованных даосских религиозных движений, возникшее во II в. на территории совр. пров. Сычуань. Небесными наставниками ( тянь ши 天師 ) называли себя руководители этого религиозного сообщества. У его истоков стояли Чжан Лин (Чжан Дао-лин), его сын Чжан Хэн и внук Чжан Лу. Согласно «Книге-основе, разъясняющей внутреннее устройство Трех небес» ( Сань тянь нэй цзе цзин 三天內解經 ), это учение передал Чжан Дао-лину Высочайший Старый владыка (Тай-шан Лао-цзюнь 太上老君 ) и назвал его «Наставником в законе Трех небес» ( сань тянь фа-ши 三天法师 ). Так же Старый владыка «даровал ему Дао- Путь Правильного единства и величия, скрепленного клятвой» [9, с. 46]. Отсюда и происходит второе название этой школы – Правильного или Исправленного единства (Чжэнъи 正一 ). Небесные наставники взимали со своих прихожан ритуальный взнос из пяти мер риса, поэтому эту даосскую традицию именовали так же «Школой Пяти мер риса» ( у доу ми дао 五斗米道 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=