Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 135 component of culture, which has a specific shade in the culture of a particular people. The author considers the "colour culture of personality" of the artist-designer as mastering the complex of "sign systems" and "cultural texts." The complexes of physical, aesthetic, and psychological properties of colour, regularities of colour formation inherent in the traditional folk art are distinguished. The article presents the role of the artist-designer in the organization of harmonious and aesthetically coloured environment as a "second nature" as the human environment; tendencies of designers ' appeal to folk art in the design of the environment are revealed. Folk arts and crafts act as a standard, following which helps to improve the level of colour culture of the artist-designer. Keywords: colour culture, artist-designer, folk arts and crafts, traditions, ethnocolour. DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-134-141 Цвет – одно из величайших творений Создателя. Им пронизано все вокруг: воздух, вода, земля, с ее многообразным растительным, животным миром. Цвет присущ каждому предмету, окружающему его. «Именно цвет представляет собой то необходимое условие существования вещи, при котором она начинает реально ощущаться» [7]. Не случайно, что цветовое окружение оказывает сильнейшее влияние на эмоции человека, на его настроение, деятельность. Воздействие цвета, как известно, может быть как положительным, так и отрицательным. В современной культуре, связанной с процессом создания предметной среды, остро встает проблема гармонизации цветового насыщения среды бытования человека. С одной стороны, мир, в котором мы живем, стал ярче, нарядней, красочней, чем, к примеру, лет двадцать назад. Новое цветовое звучание появилось в одежде, архитектуре, интерьере. В этом, безусловно, велика заслуга науки, новых колористических идей, новых технологий. С другой – цвет приобрел блеск, ослепляющий восприятие, он стал агрессивней, хаотичней. Тому примером может служить заполнивший рынки и магазины ширпотреб, бытовые предметы, сувенирная продукция, зачастую воплощающая в себе образцы безвкусицы, китча. Особую сферу цветового анархизма составляют детские игрушки. Зеленые зайцы, чернильно-сиреневые лисы, красные в крапинку жирафы предназначены самым маленьким гражданам, у которых в общении с такими «мутантами» с детства формируется неадекватное представление о мире, искаженное представление о цвете как средстве гармонизации человека с миром. В связи с этим весьма актуальной является проблема формирования цветовой культуры художника-дизайнера. Цель данной статьи рассмотреть возможности народного искусства в этом процессе. Как известно, рукотворное окружение человека во всем его многообразии (игрушки, предметный мир, одежда, архитектура, искусство, средства массовой информации и т.д.) – среда, которую мы называем «второй природой»[1], является одним из важнейших среди множества факторов, влияющих, на состояние человека, его настроение и в целом на формирование личности. В двуедином процессе организации и восприятия этой «природы» участвуют те, кто ее создает (в том числе, дизайнеры) и те, кто ею пользуется (зрители, потребители). Восприятие зрителем, потребителем продуктов труда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=