Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 137 художественной вещи наряду и в тесной связи с формой, назначением, материалом, из которого выполнена вещь [6]. В каждом крае, регионе формируется особая колористическая система, которая соответствует красочному строю среды обитания, включая природное окружение, отношения людей, духовно-нравственный климат. Эти системы, повторяясь в каждой новой вещи, придают среде эстетическую уникальность, гармонизированный моральный климат в социуме. В энциклопедическом словаре педагога цветовая культура общества определяется как отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей [2]. В. Г Кульпина утверждает, что для каждого конкретного этноса необычайно важными являются определенные цветообозначения, поскольку свой этнически предпочтительный цвет (этноцвет), есть в каждом языке, в каждой культуре [5]. Цветовая культура общества – это специфический компонент понятия культуры, отражающий содержание комплекса функций цвета, бытующих в культуре конкретного народа: информативных, символических, выразительных. Информативные функции проявляются в соотнесении того или иного цвета с существенными признаками реальных объектов, в противопоставлении одних объектов другим, в объединении целых классов предметов по их окрасу, являющихся при этом различными в онтологическом плане. Информативность цвета реализуется на основе возникающих при восприятии ассоциаций с явлениями или объектами природы, под воздействием сложившихся традиций, а также личных переживаний, эмоциональных состояний человека. Ассоциации с природными явлениями (синее – вода, небо, желтое – солнце, красное – огонь, зеленое – трава) схожи у многих народов, однако насыщенность цвета при обозначении природных явлений и объектов, преобладание тех или иных цветосочетаний во многом определяется климатическими условиями, географическим месторасположением. Существует даже термин «этноцвет» [5]. Предпочитаемыми цветами у разных народов становятся, во-первых, те, которые преобладают в их ближайшем окружении (на пример, на севере, скудная по цвету природа в живописных росписях по дереву воплощается в образы достаточно приглушенные, с разбелами, а в южных регионах, природа с буйной растительностью, ярким, насыщенным окрасом в народном искусстве находит отражение в контрастных многоцветных композициях). Во-вторых, ученые заметили, что разные народы в своей цветовой культуре отражают мечты о том, чего в природном окружении не хватает (так, в графических росписях северян, ощущающих недостаток солнца, тепла, мечтающих о цветущих и плодоносящих растениях, можно обнаружить яркие цветосочетания с преобладанием контрастных красного и зеленого цветов). В искусстве народов Востока, проживающих на территориях с жарким климатом, с пустынными пространствами, недостатком воды и скудной растительностью, – в палитре, отражающей цвета природного окружения, а также цвета-символы, преобладают холодные, синие, голубые, бирюзовые цвета и оттенки). В задачу данной статьи не входит рассмотрение основополагающих положений теории цвета, научные основы которой заложены в трудах В. Гете
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=