Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 145 «новая, необычная и более опасная форма одиночества за счёт создания сильнодействующей иллюзии интеллектуальной близости». В результате возникают «ситуации, в которых герои носят «маски», ситуации коммуникативного “маскарада”» [12, c. 86-87]. Ключевые сцены фильмов этого жанра могут быть «связаны с темой… фальши и искренности в общении, верным и неверным декодированием реальности главными персонажами» [12, с. 94]. Надевая на себя маски в сетевом общении, люди превращаются в участников массового спектакля, где каждый из них становится одновременно и зрителем и актёром. На самом простом уровне это выражается в том, что персонажи фильмов взаимодействуют друг с другом в Сети не под своими настоящими именами, а под псевдонимами-«никами», которые представляют вариант амплуа. Так, Кейси Джейкобс из «Кибер-террора» пишет сообщения под ником «Хроническая Юность». Помимо смены имён, герои создают себе другую внешность. Главная героиня «Аватарки», школьница Митико, обращается к услугам пластического хирурга, чтобы изменить своё лицо; сменяет скромную школьную форму на гламурный образ: розовое платье и белое манто (по словам Митико, «прошлая я была пустышкой, поэтому она мне больше не нужна».) В «Аватарке» – фильме, сатирически и гротескно представляющем материальную культуру и общество потребления с его гонкой за престижными вещами, ярко представлен образ масок, за которыми скрываются люди в виртуальном пространстве: девушки-поклонницы Митико организуются в группу, опознавательным знаком которой становится противогаз. Противогазы служат для школьниц не просто масками, но и отгораживают их от реального мира и его опасностей. Помимо внешних атрибутов, в каждом из анализируемых фильмов персонажи также имеют двойную суть. Моральная амбивалентность выражается на уровне их этики, поступков, испытываемых ими чувств, и постепенно переходит в область символов. Так, в «Чате» фигура Уильяма – на первый взгляд, обычного проблемного подростка – постепенно приобретает черты дьявола-искусителя. Силой своей личности он пытается убедить Джима, своего собеседника по чату, страдающего от депрессии, совершить самоубийство, чтобы отомстить отцу, который бросил Джима, когда тот был маленьким. Неоднозначность характера и поступков Уильяма передаются выразительными визуальными приёмами. Параллельно с развитием сюжета мы всё чаще видим Уильяма на чёрном фоне или в светотени, когда одна половина его лица затемнена, а другая – освещена (что является распространённым мотивом изображения моральной двойственности) и с мефистофелевской улыбкой на губах. В другой сцене фильма, где мужчины-киберагрессоры кричат на мальчика-подростка, подталкивая его к суициду, Уильям, невидимый для окружающих, стоит в углу комнаты, а за его спиной – чёрные ангельские крылья. Подобно богу, согласно легендам, создающего людей из глины, Уильям лепит из пластилина фигурки людей, которыми можно управлять. Молодой человек активно использует религиозную терминологию («Я распну

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=