Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 145 «новая, необычная и более опасная форма одиночества за счёт создания сильнодействующей иллюзии интеллектуальной близости». В результате возникают «ситуации, в которых герои носят «маски», ситуации коммуникативного “маскарада”» [12, c. 86-87]. Ключевые сцены фильмов этого жанра могут быть «связаны с темой… фальши и искренности в общении, верным и неверным декодированием реальности главными персонажами» [12, с. 94]. Надевая на себя маски в сетевом общении, люди превращаются в участников массового спектакля, где каждый из них становится одновременно и зрителем и актёром. На самом простом уровне это выражается в том, что персонажи фильмов взаимодействуют друг с другом в Сети не под своими настоящими именами, а под псевдонимами-«никами», которые представляют вариант амплуа. Так, Кейси Джейкобс из «Кибер-террора» пишет сообщения под ником «Хроническая Юность». Помимо смены имён, герои создают себе другую внешность. Главная героиня «Аватарки», школьница Митико, обращается к услугам пластического хирурга, чтобы изменить своё лицо; сменяет скромную школьную форму на гламурный образ: розовое платье и белое манто (по словам Митико, «прошлая я была пустышкой, поэтому она мне больше не нужна».) В «Аватарке» – фильме, сатирически и гротескно представляющем материальную культуру и общество потребления с его гонкой за престижными вещами, ярко представлен образ масок, за которыми скрываются люди в виртуальном пространстве: девушки-поклонницы Митико организуются в группу, опознавательным знаком которой становится противогаз. Противогазы служат для школьниц не просто масками, но и отгораживают их от реального мира и его опасностей. Помимо внешних атрибутов, в каждом из анализируемых фильмов персонажи также имеют двойную суть. Моральная амбивалентность выражается на уровне их этики, поступков, испытываемых ими чувств, и постепенно переходит в область символов. Так, в «Чате» фигура Уильяма – на первый взгляд, обычного проблемного подростка – постепенно приобретает черты дьявола-искусителя. Силой своей личности он пытается убедить Джима, своего собеседника по чату, страдающего от депрессии, совершить самоубийство, чтобы отомстить отцу, который бросил Джима, когда тот был маленьким. Неоднозначность характера и поступков Уильяма передаются выразительными визуальными приёмами. Параллельно с развитием сюжета мы всё чаще видим Уильяма на чёрном фоне или в светотени, когда одна половина его лица затемнена, а другая – освещена (что является распространённым мотивом изображения моральной двойственности) и с мефистофелевской улыбкой на губах. В другой сцене фильма, где мужчины-киберагрессоры кричат на мальчика-подростка, подталкивая его к суициду, Уильям, невидимый для окружающих, стоит в углу комнаты, а за его спиной – чёрные ангельские крылья. Подобно богу, согласно легендам, создающего людей из глины, Уильям лепит из пластилина фигурки людей, которыми можно управлять. Молодой человек активно использует религиозную терминологию («Я распну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=