Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 150 её отец и хакер, которые символизируют её связь с настоящим и виртуальным миром, – представлены в фильме только как голоса. Живой голос отца и автоматизированный, лишённый индивидуальных черт голос хакера передают состояние эмоциональной изолированности Кейси от мира. Многие реплики персонажей – в частности, общение Кейси с хакером – осуществляются письменно через текстовый чат, и этот приём приближает «Кибер-буллинг» к литературному произведению. Несмотря на то, что героиню фильма повсюду окружают голоса и лица людей, фактически она остаётся один на один со своей бедой. Таким образом, тишина и молчание становятся важным элементом, передающим чувство одиночества и безвыходности героинь фильма. «Чат» открывается электронной композицией «Disconnect» («Разъединить») музыканта, известного под именем Plastikman (то есть «Пластиковый человек»), которая своим названием задаёт тему фильма – отчуждение, труднопреодолимый разрыв между реальностью и виртуальностью, и намекает на один из его ключевых символов – человечков из пластилина. В завязке «Кибер-террора» Кейси, мстя оскорбившему её другу, пишет от его имени в Интернете унизительное для его репутации публичное сообщение. В этот момент за кадром звучит ария Кармен из одноимённой оперы Ж. Бизе, что ясно отражает эмоциональное состояние девушки, одержавшей победу и чувствующей превосходство над молодым человеком. Жертва кибербуллинга Дженнифер Ли на любительском музыкальном видео, давшем начало её травле, поёт песню со словами: «You can break me/You can hate me/But I am a firewall/Keep burning/Keep, keep burning» («Вы можете сломать меня/Вы можете ненавидеть меня/Но я – стена огня/Продолжай гореть/Продолжай, продолжай гореть»). Firewall (буквально «стена огня») – одна из уже упомянутых компьютерных метафор, представляет собой защитный межсетевой экран, позволяющий при работе в Интернете предохранять компьютер от вредоносного воздействия за счёт контроля проходящей через него информации. У Дженнифер не получается стать «огненной стеной», чтобы защитить себя, и она сгорает в пламени «флейма», направленного на неё. Агрессивное поведение подростков в сетевой среде по отношению друг к другу может объясняться изменениями, происходящими в человеческой психике при взаимодействии с достижениями технологии. Недостаток, как обдуманности, так и эмпатии – общее свойство онлайн-культуры. Согласно данным, приводимым в документальном фильме о подростках и цифровых технологиях «Screenagers», при продолжительном (несколько часов в день) использовании экранных устройств у подростков затруднено развитие коммуникативных навыков, формирование чувства самоуважения и способности к эмпатии [13]. У молодых людей, испытывающих пристрастие к Интернету, уменьшаются зоны мозга, отвечающие за обработку эмоций, исполнительное мышление, внимание и когнитивный контроль [9]. Психологические причины, толкающие подростков на радикальные меры, превращение в агрессоров или жертв кибербуллинга во многом связаны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=