Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 165 Вместе с тем наблюдается целый ряд негативных явлений в области детской книги. В связи с бурным развитием средств массовой информации, в целом, снизился интерес к книге, к чтению. В среде юных читателей в свободном чтении заметен повышенный интерес к развлекательным, облегчённым жанрам литературы. Это вызывает тревогу не только у определённых категорий людей: социологов, психологов, педагогов, библиотекарей, но и у родителей, которым еще не безразлично, что читают их дети. Снижение уровня читательской активности заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя». М. М. Гурович, А. Л. Венгер, Е. Л. Синицына [3] отмечают, что нынешние дети 5-6 лет хуже, чем их ровесники несколько лет назад, способны понимать художественный текст. Причинами этого является то, что им меньше читают; художественную литературу они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде. С художественной литературой конкурируют компьютерные игры, «ужастики», боевики и реклама. Невозможно переоценить роль семьи в приобщении ребенка к книге, формировании у него интереса к чтению. Однако социологические исследования показывают, что недостаток свободного времени у нынешних родителей, их занятость производственными, общественными делами, материальными проблемами, низкий уровень культуры приводят к тому, что взрослые члены семьи не успевают или не считают нужным читать ребенку, а дети не любят читать и не умеют воспринимать книгу. Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители зачастую недостаточно информированы о детской литературе, они рекомендуют детям книги только по воспоминаниям собственного детства, без учёта социально-психологических особенностей современного ребёнка. Поэтому так важна роль детской библиотеки и дошкольной образовательной организации в формировании интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Основой формирования читательской культуры в дошкольном возрасте должна стать диагностика сформированности интереса к художественной литературе у старших дошкольников [2, c. 13]. Программа диагностики должна осуществляться по двум направлениям: выявление особенностей интереса к художественной литературе у старших дошкольников и изучение отношения родителей к проблеме формирования у детей интереса художественной литературе. Исходя из этого, в ходе диагностики необходимо решить следующие задачи. Во-первых, определить критерии и показатели интереса дошкольников к художественной литературе. Во-вторых, выявить уровни интереса детей к художественной литературе. В-третьих, изучить отношение родителей к выдвигаемой проблеме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=