Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 167 большей степени обращают внимание: на внешнее оформление книги или на её содержание, на чем основан выбор литературы в большинстве случаев, имеется или нет определённый спрос у детей, а также имеется или отсутствует система целенаправленного приобщения детей к различным жанрам художественной литературы со стороны родителей. Наши исследования, поведенные на базе детской библиотеки, показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает интерес к жанру сказки, они больше внимания обращают на внешнее оформление книги, чем на её содержание. Регулярно посещает библиотеку лишь небольшая часть детей. Выбор литературы, в большинстве случаев, происходит по рекомендации родителей. Имеется некоторое преобладание определённого спроса, в то же время система целенаправленного приобщения детей к различным жанрам художественной литературы со стороны родителей отсутствует. Следует также констатировать, что при диагностике предпочтений и пожеланий ребенка при выборе книги, выяснилось, что дети редко выбирают рассказы Л. Н. Толстого. Это свидетельствует о недостаточном приобщении их к творчеству нашего великого земляка. Целью наблюдений за старшими дошкольниками является изучение особенностей проявления интереса к художественной литературе. Наблюдения следует вести по следующей схеме: инициатива в посещении библиотеки или книжного магазина; регулярность посещения; позиция ребёнка при выборе литературы (активная, пассивная); проявление интереса к внешнему оформлению книги, к ее содержанию, к произведениям определенного жанра или тематики. Анализ полученных данных дает основание говорить о том, что большинство обследованных детей (65%) проявляют инициативу в посещении библиотеки, однако, регулярно посещают библиотеку лишь 45%; пассивны в выборе литературы 75 % дошкольников; у большинства детей интерес проявляется к оформлению книги (70 %); в основном дети проявляют интерес к произведениям определенного жанра или определенной тематики (80 %). Следующим пунктом в программе диагностики должна быть беседа с детьми, целью которой является выявление уровня интереса к художественной литературе. Вопросы, например, о чём ты любишь слушать книги: о природе, о технике, о труде, о приключениях или о героических подвигах; какие книги тебе больше всего нравятся: сказки, стихи, рассказы, энциклопедии и познавательные книги, позволяют более детально выяснить предпочтения ребенка. Проведенный в ходе исследования анализ бесед с детьми показал, что половина детей (50%) считает, что книги нужны, чтобы рассматривать в них картинки, 30% дошкольников ответили, что книги нужны для чтения, и только 20% детей считают книгу источником новых знаний. Оформление книги привлекает внимание 60% старших дошкольников, а её содержание лишь 40% опрошенных. Слушать произведение или рассматривать иллюстрации интересно примерно одинаковому количеству

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=