Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 168 детей, соответственно 45% и 55%. Более половины детей (60%) считают, что книги вслух им читают редко. Тематические предпочтения детей разделились следующим образом, больше всего дошкольники любят книги о приключениях – 35% опрошенных, 30% – книги о природе, 20% – книги о технике, и лишь 15% детей ответили, что любят слушать книги о героических подвигах. В жанровом разнообразии безусловное лидерство принадлежит сказке, ей отдают предпочтение 55% дошкольников, на втором месте стоят рассказы – 20% детей, стихи и познавательные книги нравятся соответственно 15% и 10% опрошенных. Любимого героя книги нет у 40%, а любимой книги у 30% детей. Ответы детей в ходе беседы свидетельствуют о том, что обсуждение прочитанной книги в семье бывает от случая к случаю у 50% детей, а у 20% обсуждение прочитанной книги в семье вообще не заведено. Более половины опрошенных детей – 55% ответили, что книги им читают регулярно и ничего менять не нужно, а 20% считают, что время на чтение книг необходимо сократить, так как им не хватает времени на игру и просмотр телепередач. С целью выявления знаний детей о содержании художественной литературы различных жанров может быть использован вопросник, составленный по произведениям, рекомендованным для чтения детям старшего дошкольного возраста. Вопросы, такие как, как ты думаешь, почему рассказ М. Пришвина назван «Золотой луг» или для чего Елизавета Антоновна в рассказе Р. Погодина «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи») принесла в дом камень, позволяют выявить уровень понимания произведения, будят воображение ребенка, дети учатся сопереживать и сочувствовать героям произведения. Результаты изучения читательских формуляров старших дошкольников, наблюдений за детьми, индивидуальных бесед позволили выявить читательские предпочтения детей к произведениям художественной литературы различных жанров Так, жанр познавательного рассказа вызывает устойчивый интерес у 10%, непостоянный интерес – у 30% детей, а у 60% старших дошкольников интерес к этому жанру практически отсутствует. Устойчивый интерес к жанру сказки проявляют 60%, а непостоянный интерес 40% детей. Стихотворный жанр вызывает устойчивый интерес у 10%, непостоянный интерес – у 60% детей. У 30% дошкольников интерес к стихам отсутствует. Таким образом, обобщение полученных данных дает основание говорить о том, что большинство детей мало интересуется познавательными рассказами, дошкольники отдают предпочтение жанру сказки. Для выявления отношения родителей и педагогов к проблеме формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста были проведены анкетирование и наблюдение за родителями при посещении библиотеки. Полный вариант анкеты, включающей вопросы общего характера (образование, профессия, интересы, предпочтения и т.д.) предлагался родителям, а сокращенный – педагогам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=