Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 23 В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией Простер совиные крыла… Однако, как показали последующие страшные события русской истории, в своих пророчествах Победоносцев оказался прав. При жизни его не любила бюрократия и прозападнически настроенный «высший свет», о нем сочиняли эпиграммы и анекдоты. 8 апреля 1902 г. он писал Николаю II о своей карьере: «Я стал известен в правящих кругах, обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый на своем деле!» [Цит. по: 5, с. 8]. Данную ему власть Победоносцев считал тяжелым бременем. Он последовательно проводил в жизнь мысль, высказанную им в личных записях от 21 ноября 1860 г.: «в мире христианском всякая власть есть служение» [Цит. по: 1]. При этом он не только расценивал собственную деятельность как служение, но и неоднократно внушал эту идею в письмах к наследнику Александру Александровичу. Самодержавная власть – это огромная личная ответственность монарха перед Богом. Это не «упоение» своим положением, а жертва, приносимая во имя отечества. Стремясь подготовить наследника к «служению», Победоносцев писал ему 12 октября 1876 г.: «Вся тайна русского порядка и преуспеяние – наверху, в лице верховной власти... Где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвинет на дело, ваше послабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью – вот что значит тот союз с землею, в котором вы родились и та власть, которая вам суждена от Бога» [Цит. по: 1]. Противопоставление «патриархальной» Москвы и «космополитического» Петербурга сближало Победоносцева со славянофилами и Ф. М. Достоевским. Вполне закономерно, что книга, вобравшая в себя основные религиозно-политические взгляды Победоносцева, была названа им «Московский сборник». Мировоззренческую и научную значимость этой книги специально отмечал Д. И. Менделеев, который писал в своей статье о всероссийской выставке 1895 г.: «верю в то, что наши дети увидят всероссийскую выставку, которая будет иметь значение всемирной, где русский гений реально встанет не в уровень, а впереди своего века… Руководимые самодержавным единством и православною терпимостью, мы можем и должны выполнить многое из того бесконечного, что предстоит еще миру совершить, чтобы приблизиться к идеалу общего блага. Это нам доступнее, чем кому- нибудь, в чем убеждает и “Московский сборник“ К. П. Победоносцева, в котором высказалась одра сторона русского современного самосознания; другую же выставляет нижегородский „смотр“. На этих фундаментах видно, что надо и можно строить» [Цит. по: 4, 29]. С 1990-х годов началось исследование педагогического наследия мыслителя, в первую очередь, его концепции народной школы, которая была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=