Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 25 педагогической аспект, который и определяет первичность воспитания и межличностного неформального контакта между учителем и учащимся по отношению к образовательному процессу в целом и процессу усвоения знаний. Он пишет об этом так: «Напрасно думают, что учитель образуется знанием, что знание творит учителя. Знание необходимо: учитель должен знать то, чему призван учить, но не в учености учителя главное дело. Учителя образует сочувственное единение с природою, с жизнью и бытом детей, коих учить он призван. Добрый учитель живет одною жизнью со своей школой. Никакой метод, никакая система воспитания сама по себе не поможет успеху учения, если учитель прилагает одну и ту же мерку учения ко всем детям, с коими имеет дело. Каждый ребенок – сам по себе – своею природой и существенно отличается от другого. Учитель тупой заучил одну формулу и всем одну ее твердит. Но живой учитель понимает, что имеет дело в каждом ребенке с живой душой: у каждой свои думы и свои интересы, и каждая способна отзываться только на такую речь, какая ей понятна» [8, с. 21]. 2) Важнейшим философско-педагогическим тезисом К. П. Победоносцева является обличение мнимой образованности или «полуобразованности» – того рокового и очень разрушительного для русской истории феномена, который был позднее А. Солженицыным назван «образованщиной». Здесь стоит привести обширную цитату для лучшего понимания сущности этого явления, которое в наше время стало еще более массовым, чем 100 лет назад. Ученый пишет: «Необразованность обыкновенно смешивают с невежеством, то есть отсутствием понятий о предметах знания. Это необразованность натуральная, какую встречаем у простых деревенских людей, не видящих света и не прошедших школу. Но в этой натуральной необразованности таится еще почва благодарная, когда коснется ее знание. Много хуже, много безотраднее та необразованность, которая происходит от полуобразования. Такое полуобразование, питаемое чтением газет и летучих произведений ходячей литературы, особенно распространено в наше время и составляет язву общественной жизни… Натуральную необразованность желательно превратить в образование; но человек просто невежественный, сознавая свое невежество, не имеет претензий рассуждать о том, чего не знает; но когда из этого состояния мы выводим человека в полуобразование, мы приводим его в худшее невежество: в нем развивается, по мере невежества, ложная претензия на знание, и он стремится рассуждать о чем угодно, не имея ни знания, ни опыта. Действительное же знание, воспитывая человека, делает его способным сказать “не знаю” о том, чего не знает, и воздерживает его от беспорядочных рассуждений вне пределов его знания» [8, с. 21-22]. 3) К. П. Победоносцев четко формулирует и принципы преодоления этой массовой «полуобразованности», разъедающей общество (именно из этой среды и вышло подавляющее число «революционеров», что и привело к катастрофическим последствиям в ХХ веке). Главный из этих принципов состоит в том, чтобы содержание образования было приведено в соответствие с реальными жизненными потребностями и самого человека, и конкретной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=