Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 28 искусственную цель и невыполнимую задачу. Призвание начальной школы – дать мальчику или девочке первые элементы культуры умственной и нравственной и затем оставить их на том месте в той среде, к которой они принадлежат: после того от каждого из них в особенности зависит по наклонности и способности искать себе усовершения и занятия вне среды своей» [8, с. 27]. Однако такую самоценность и самодостаточность школьного образования возможно осуществить только в том случае, если школьники будут воспитываться в соответствии с особыми требованиями. А именно, «чтобы превратить детей в мужей, нужно обращаться с ними, как со взрослыми, по возможности часто обращаясь к их совести... Метод, состоящий в поощрении воспитанников к труду соревнованием – ошибочен: он основывает успехи на взаимной зависти, а не на чувстве долга; этим он развивает дурную склонность человеческой природы» [6, с. 37]. Поэтому «и воспитание, и учение становится только механикой, – стало быть, ложью и обманом, – и плоды его, горькие для души, горьки для возрастающих поколений, – как бы ни казались блистательны конечные результаты учения в виде похвальных аттестатов и добываемых при помощи их мест, чинов и отличий. Много слышится ныне речей о любви в воспитательном и учебном деле, но что значит эта разглагольствующая о себе любовь, когда и она не основана на том же сознании долга , им не руководится и не укрепляется? С самого начала в ребенке, тем более в юноше, должно быть воспитываемо это сознание долга, на каждой работе, входящей в обучение, на каждом действии, входящем в воспитание» [8, с. 18]. Как пишет К. П. Победоносцев, «без воспитанного с ранних лет чувства долга неизбежно «получается поколение дряблое, хилое, без сознания долга, стало быть, без воли, без умения делать определенное дело; от массы отделяются лишь способные, незнающие, куда направить свою способность и большею частью направляющие ее лишь к материальному улучшению своего быта и к добыванию всякой прибыли. Благо тому из них, кому удастся попасть под руку знающего, опытного и сердечного человека, кто захочет и сумеет поставить его на дело и на деле воспитать его» [8, с. 18]. Впрочем, еще само по себе воспитание чувства долга без его реального наполнения творческим ростом и самостоятельными усилиями ученик – останется бесплодным. Поэтому К. П. Победоносцев отмечает, что «обсуждая ученические работы, мы гоняемся за ошибками и их отмечаем. Этого мало, и эта мерка неправая. Надо уметь смотреть внутрь, сквозь ошибки. Кто умеет, видит сквозь ошибки, к чему способен ученик, что умеет, что может дальше в нем вырасти» [8, с. 7]. Потому что «одни наставления и выговоры плохо действуют, если ученик не привыкнет видеть в учителе живой образ умения, старания, добросовестности – и уважать его. Когда ученик боится учителя в нравственном смысле этого слова, один взгляд, одно слово учителя будит ученика, стыдит, ободряет, оживляет, руководствует» [8, с. 7]. 6) Вся концепция К. П. Победоносцева в конечном счете восходит к базовому принципу единства школы и Церкви в воспитательном и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=