Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 61 религия. И здесь хотелось бы напомнить, что начало нашей эры связано с рождением Христа, и что само это событие, как отмечают и другие исследователи, было неслучайным. Оно происходит тогда, когда человеческое общество, на примере Римской империи, вступило на путь, ведущий к катастрофе. Охваченное необузданной жаждой богатства, наслаждений, удовольствий, римское общество с его праздным, паразитическим образом жизни обрекало себя на гибель. Тит Ливий в своем знаменитом труде «История Рима от основания города» писал, что Римская империя долгое время была великим, благочестивым и богатым добрыми примерами государством до тех пор, пока там высоко чтили бедность, умеренность и бережливость. Но накапливающиеся богатства, роскошь постепенно делали римлян алчными, корыстолюбивыми, жадными, а избыток удовольствий, по его словам, – готовность погубить все ради роскоши и телесных утех. В назидание он призывает своих читателей обратить внимание на то, «… как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах» [2, c. 10]. В этих условиях философия христианства появляется как мощный противовес начавшемуся нравственному разложению, духовной пустоте. Христос явил собою человечеству идеал истинно человеческой жизни, противопоставив таким ценностям римлян, как сила, власть, физические удовольствия и наслаждения, другую систему ценностей, в основе которой, прежде всего, одухотворенная любовь человека к Богу, к своему ближнему, к миру во всем его многообразии. С этим неразрывно связаны ценности и идеалы, такие как, добро, творчество, справедливость, правда, мир, терпимость, достоинство, совесть, самопожертвование. Размышляя о духовных истоках культуры, А. Мень критикует упрощенный подход к человеку, его бытию на разных этапах истории. Он подчеркивает, что культура и личность взаимосвязаны. При этом говорить о постепенном развитии искусства от примитивных форм к более совершенным, по его мнению, нельзя. Это доказывают наскальная живопись эпохи палеолита, которую с точки зрения мастерства, использования красок, лаконичности, совершенства никак не назовешь примитивной. Поэтому можно говорить о различных видах искусства в разные эпохи, которое базировалось на определенной, характерной для этой эпохи, духовной платформе. А. Мень подчеркивает первостепенную важность сверхприродного, духовного в человеке, оно выражается, прежде всего, в поиске истины, смысла жизни. Этот духовный дар «посеян» в человеке, который «… в своем духовном измерении является образом и подобием Творца. И в этом его трагичность, парадоксальность, величие и счастье» [6, c. 24]. В христианском вероучении бытие существует в двух взаимосвязанных аспектах: видимом и невидимом, явленном и сакральном. Великую гору, на которой будет воздвигнут Крест, пишет он, можно уподобить любой горе, которая состоит из разных составляющих ее поясов, отличающихся по возрасту, качественному составу, характерной для каждого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=