Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 18 важное место в творчестве многих деятелей мирового искусства, таких, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Ф. Достоевский, Л. Толстой и др. Среди философско-этических работ последних десятилетий следует отметить труды О. Г. Дробницкого, И. Т. Фролова, А. А. Гусейнова и др. Этика возникла как неотъемлемая, а, по мнению многих мыслителей, важнейшая часть философии. Ее возникновение как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. У Аристотеля этика является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении в виде духовно-нравственного подвижничества, направленного на устройство государства как высшего блага, устанавливающего равную справедливость для всех [17, с. 23-31]. Этика как наука имеет свою систему категорий, которая отличает ее содержание от содержания других наук. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Основными категориями этики являются понятия добра, долга, добродетели, совести, счастья и т.д. Одним из ведущих понятий этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления, то есть добро означает все то в поведении людей, что способствует их благу, делает людей лучше, морально богаче. В добавлении к сказанному, выражаясь почти буквально словами А. Швейцера, добро есть то, что способствует сохранению жизни, а зло – то, что уничтожает жизнь. Поэтому отрицательную нравственную оценку выражает понятие зла. Естественно, что положительные и отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум. В качестве следующей категории этики выступает долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел – деонтология. Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному, характеризуется понятием совесть. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности [5, с. 12-26]. В трудах Аристотеля и прежде всего в «Никомаховой этике» повествуется о категориях этики, где особое внимание он уделяет категориям «благо» и «добродетель». Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. От этого понятия происходит целый ряд других этических понятий: благодарность, благополучие, благородство, благодеяние и др. Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. К добродетелям

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=