Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 20 коллектива; коллектива и общества; коллектива и коллектива; человека и человека; человека к самому себе. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, то, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер [3, с. 7]. Основной каркас понятий, который «складывает» эту науку можно проследить в следующем виде: 1). Моральное сознание – есть субъективная сторона морали, выражающаяся через систему нравственных чувств, переживаний, представлений, взглядов, понятий и принципов. Различаются две стороны в моральном сознании: а) как отражения нравственной деятельности, как выражение сущего, того, что реально существует в поведении людей и б) как определение должного, того, что должно быть, как должны поступать люди. Моральное сознание представляет собой осознание нравственных норм, которые существуют в отношениях между людьми и отражаются в общественном мнении. 2). Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующие поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. 3). Моральные (нравственные) отношения – система взаимосвязей между людьми, основанная на реализации нравственных норм, определении моральных мотивов поведения. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться [8, с. 12-16]. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем моральные права. Нравственные отношения взаимосвязаны с моральным сознанием и с нравственной деятельностью. Следовательно, этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику этих нормативов. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснить мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально существующей нормативности, так и учение о морально-должном, о том, как люди должны вести себя в обществе, как они должны определять свои нравственные цели, потребности и интересы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=