Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 43 Вопросы толкования священных вероучительных текстов ислама, как и интерпретации идеологем насилия, мира и милосердия, по сей день остаются открытыми. Поэтому исследование традиционных и современных представлений о человеке, и философско-антропологическая интерпретация проблем насилия, мира и милосердия в идеологии и культурно-исторических практиках ислама определяет общетеоретическую важность нашего исследования, его научное и практическое значение. Во многих местах Корана говорится о том, какая судьба ждёт тех, кто не уверовал в истинного Бога: «вечный огонь», «наказание», «жестокое наказание», «болезненное наказание», «мучительное наказание», «унизительное наказание». Приводятся примеры адских мучений грешников: « Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах - великий, мудрый! » (4: 59(56)) [1]. Можно сказать, что в исламе проявляется свойственная иудаизму черта. Как и в иудейской традиции, так и в исламе верующему не предписывается любить Бога, но главной обязанностью человека является соблюдение божественного закона, богобоязненность. Коран постоянно напоминает об опасности отступления от божественных заповедей: « Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, - для них сильное наказание. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения! » (3: 3), « А если кто не верует в знамения Аллаха... то ведь Аллах быстр в расчете! » (3: 17(19)). Однако следует отметить, что призывы Корана к войне отражают конкретную ситуацию жизни Пророка в мединский период. Призывы сражаться против язычников Мекки не применимы в наши дни в качестве принципа, оправдывающего применение силы. Милосердие обычно определяется, как склонность к прощению, а не к наказанию. Исламская традиция говорит о милосердии Бога, которое охватывает все Его творения. Одна из сур Корана названа по великому качеству Аллаха – Ар-Рахман («Милостивый»). Также от слова «милосердие» происходят сразу два имени или качества Аллаха – « Ар-Рахман » (« Милостивый ») и « Ар-Рахим » (« Милосердный »). Почти все суры Корана начинаются со слов: « Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! ». Кроме того, Бог заверяет человека в том, что кто бы ни совершил грех, он будет прощен, если раскается и прекратит совершение этого проступка. В суре «Скот» сказано: « И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: «Мир вам!» Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он - прощающ и милосерд » (6: 54). Данный аят Корана подтверждается словами пророка Мухаммеда, в которых он приводит следующее знамение Аллаха: «Моя милость превышает Мой гнев» («Сахих» Аль-Бухари, хадис 7422, передал Абу Хурайра) [2]. Также пророком Мухаммедом гарантирована награда за доброту и милосердие: «К милосердным милосерден Всемилосердный. Проявляйте милосердие к тем, кто

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=