Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 52 обосновании, которое со своей стороны опять-таки необходимо покоится на всеобщих теоретических предпосылках» [1, с. 20]. Однако именно философское обоснование ценностей представляет собой одну из наиболее сложных теоретических проблем. А. С. Гулыга приходит к выводу, что самым трудным в аксиологии является вопрос об отграничении подлинных ценностей от мнимых. Действительно, именно в сфере ценностей наиболее сильно проявляются человеческие пристрастия, интересы, склонности, то есть, субъективные феномены. Однако, этот вопрос сложен лишь в теоретическом отношении: «В жизни мы без труда отличаем добро от зла, не давая дефиниций тому и другому. Работает здесь критерий здравого смысла, который с очевидностью выводит все «на чистую воду», делает очевидным то, что зло есть зло, даже если все злы, а добро есть добро, даже если никто не добр. И подлинная ценность есть то, что служит добру и человеку, хотя рациональное определение ее всегда затруднительно и потому порождает множество споров» [3, с. 63]. Оценка, принцип оценивания, таким образом , заключается в самой природе человеческого миропонимания и является в этом смысле фундаментом сознания и бытия. Исходя из универсального значения оценивания, можно сказать, что оценка предшествует истолкованию. Оценка – это изначальное восприятие мироздания в категориях приятия (или неприятия), что проявляется в эмоциональных тонах удивления, восторга, благоговения, страха, ужаса, любви, страдания и т.д. Здесь обнаруживается «дорефлекивный синтез» истины, добра и красоты как первичный акт мировосприятия, в этом проявляется синтетическая сущность ценностного сознания. Таким образом, оценка и есть сущностная онтологическая реакция на мироздание, в которой достоверность бытия образуется посредством ценностно- эмоционального переживания. Затем возникает рефлексия как попытка осознать эмоциональный опыт, сопровождающаяся его дифференцированием в отдельные отрасли знания (научные дисциплины): так образуются этика, эстетика, логика. Дальнейшая рефлексия образует новый синтез – понятие «ценность» (или «благо»), происходит возвращение к первичному онтологическому синтезу, к онтологии ценностей на новом уровне. Здесь возникает необходимость историко-культурного анализа, в ходе которого обнаруживается, что тенденция к этико-эстетическому синтезу всегда лежала в основе всех познавательных, эстетических, нравственных актов. Итак, понятие «ценность» образует вместе с понятием «духовность» то словосочетание – «духовные ценности», которым собственно и определяется специфика человеческого бытия и его культуры. Целостный характер человеческого знания основывается на синтетических механизмах восприятия, мышления, переживания, понимания и предполагает целостное бытие в совокупности своих этических, эстетических и логических проявлений. В этом контексте значимым для нас представляется подход к феномену ценность Л. Н. Столовича, обозначенный им самим как «эстетическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=