Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 53 аксиология». Ценность, согласно Л. Н. Столовичу, синтетическое понятие, означающее триединство Истины, Добра и Красоты . Это « аксиологическая триада», имеющая фундаментальный онтологический статус, коренящийся первоначально в стихии философско-эстетического, философско-нравственного вопрошания: «Истина тесно связана с добром, а красота – с добром и истиной, хотя связи между ними необычайно многообразны. Исследуя тончайшие диалектические взаимоотношения между истиной, добром и красотой, философия нашла для них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». Ведь добро – это нравственная ценность, красота – эстетическая, истина – ценность познавательная» [4, с. 6]. В этом плане анализ категорий истины, добра и красоты не следует путать с аналитикой схоластических трансценденталий, которые со времен Аристотеля представлены в своих пяти классических формах: ens (сущее), unum (единое), verum (истина), bonum (благо), pulchrum (прекрасное). Рационалистическая традиция в конечном счете привела к выхолащиванию реального отологического содержания этих категорий, и они перестали быть ценностями культуры и жизни. Исследуя историческое развитие «аксиологической эстетики» и «эстетической аксиологии» в контексте анализа соотношения ценностей эстетических с ценностями другого рода, Л. Н. Столович приходит к абсолютному аксиологическому синтезу – триединству Истины, Добра и Красоты, смысл которого выражается в «истинности Добра и Красоты, доброты Истины и Красоты и красоты Истины и Добра» [4, с. 456]. При исследовании природы взаимодействия истины, добра и красоты более предпочтительным является этический анализ. Такова особенность духовного мира человека, в котором нравственность представляет собой «сущность самой человечности». Об этом убедительно говорит В. П. Фетисов в книге «Философия морали», показывая большую синтетическую способность этического пласта по сравнению с научным и эстетическим. Этическая онтология синтеза выглядит так: «Наука может еще оставаться наукой, если ее истины не добры и прекрасны. Искусство тоже существует без обращения к истине, да и добро может быть в нем вторично и опосредовано. Нравственность же всегда претендует на совпадение Истины, Добра и Красоты в одном поступке, намерении. Нравственность как раз и обеспечивает единство истины, добра и красоты» [5, с. 7–8]. Аналогичные взгляды на природу единства истины, добра и красоты, высказывает и другой современный видный философ В. Г. Иванов. «От старика Платона до кичливых неокантианцев известны и неизменны духовные ценности: логические (истина), эстетические (красота), этические (добро), религиозные (Бог). Бог, в котором все предшествующие ценности заключены в нераздельном единстве». Размышляя о «царстве истины, царстве красоты и царстве добра», В. Г. Иванов говорит, что наилучшее состояние, когда они вместе. Но уже не просто вместе, как в «нераздельном единстве», но «где они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=