Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 55 которого в том и заключается, чтобы чувствовать и постигать идеальное бытие духа в философии и духовных ценностей в культуре. Для этического анализа культуры важно видеть, как вышеозначенное триединство, представленное на уровне «нераздельности» и представляющее собой идеальное бытие духовных ценностей, часто предстает в своей «неслиянности», что означает распад, кризис, нестабильность. Антифилософские рецидивы сугубо прагматической интерпретации человека появляются в эпохи со «слишком человеческой» ценностной шкалой. В такие периоды духовные ценности подвергаются эмпирической дифференциации, теряют свое метафизическое единство и становятся неактуальными. Современная культура находится в состоянии неостановочного стремления к дифференциации своих феноменов, подобно тому, как философия находится в состоянии стремления к дифференциации знаний. Традиционная метафизическая картина мира, основу которой образовывал этико-эстетический синтез в триединстве истины, добра и красоты, была поколеблена в эпоху Возрождения тенденциями автономизировать эстетическую сферу. Э. Панофски точно называет автора и произведение, с которого этот процесс приобрел необратимый характер: это Альберти и его сочинение «Десять книг о зодчестве», в котором он противопоставил метафизическому пониманию красоты «чисто феноменальный взгляд греческой классики». Панофски пишет: «отказ от метафизического объяснения красоты впервые ослабил нерасторжимую с древности связь между pulchrum и bonum ∗ – хотя и не столько путем явного отрицания этой связи, сколько путем молчаливого игнорирования ее» [9, с. 39]. Это было началом обособления эстетической сферы, и, в конечном счете, привело к тому, что Адорно назвал «падением эстетических жанров как жанров». Таков историко-философский и духовно-философский контекст расхождения истины, добра и красоты, автономизация которых породила не только этику и эстетику, как самостоятельные теоретические дисциплины, но привела к тенденциям абсолютизации истины , абсолютизации добра и абсолютизации красоты как автономных и самодостаточных начал. Разрушенный этико-эстетический перихоресис истины, добра и красоты отразился и на индивидуальном нравственном состоянии сознания человека, чья духовная целостность была нарушена, и также проявился в негативных формах общественно-культурного бытия. Абсолютизация истины ( гносеологизм ) создает предпосылки для господства сциентизма, абсолютизация добра ( морализм ) отражается на формировании антигуманных политических идеологий, абсолютизация красоты ( эстетизм ) провоцирует декадентские тенденции и приводит к засилью примитивных форм массовой культуры. Помимо собственно историко-культурных причин дифференциации и автономизации этико-эстетических сфер культуры и философии, этот процесс имеет также этическую подоплеку сознательного расщепление целостного ядра ∗ Прекрасным и добрым (лат.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=