Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 66 Особое место в изучении моральных аспектов занимает русская религиозная философия рубежа XIX – XX века, которая сосредоточила свое внимание на нравственных проблемах человека. Этические вопросы русской религиозной философии нашли свое отражение во многих работах. Но поскольку в них отсутствовал специальный интерес к взаимодействию морали и политики, исследования ориентировались на отдельные проявления различных моральных проблем в социуме и способы осуществления нравственности в практических действиях личности. Общую характеристику моральных подходов русской религиозной философии характеризуют работы Н. М. Аверина и Т. И. Череповой, отражающие специфику моральных построений и исканий на основе нравственного подхода к личности [См.: 1; 2]. В работах Н. Р. Кожемяченко и М. В. Яковлева нашли также свое отражение проблемы религиозной философии, касающиеся моральных сторон функционирования демократии и вопросы реализации справедливости в обществе [См.: 3; 4]. Очевидно, что реформирование российского общества в 60-е годы XIX века неизбежно должно было вызвать серьезный кризис моральных оценок и ценностей в связи с достаточно глубокими и многосторонними изменениями, которые затрагивали устоявшиеся формы жизнедеятельности социума. Требовалось найти адекватный моральный ответ на вызовы времени и аксиологически их обосновать. Кризис традиционного сознания породил интерес к религиозной традиции этико-философских исканий как способу освоения складывающейся действительности. Быстро формирующееся буржуазное общество с его явным моральным релятивизмом только обостряло проблемы определения соотношения добра и зла, справедливости, целесообразности и их осуществления в обществе. И хотя Н. А. Бердяев не рассматривал целенаправленно и в качестве самостоятельного направления изучение особенностей морали и морального поведения в политике, его подходы к объяснению нравственных ориентиров личности позволяют увидеть возможные моральные требования к политическим деятелям и проводимой ими политике. Русская религиозная философия, и Н. А. Бердяев в частности, выстраивала идеалистическую модель торжества добра над злом, где преобладает «правда», справедливость, солидарность. Очевидно, что несовпадающие социальные интересы должны регулироваться любовью к ближнему посредством опоры на христианскую мораль и корректироваться силой государственного закона, охраняющего индивида от насилия. С другой стороны, уже наглядно проявлялись острые кризисные явления западного буржуазного общества, которое было ориентировано на индивидуализм и утилитарно-механическое восприятие окружающего мира. Поэтому процесс секуляризации на Западе представлялся в качестве основной причины духовного кризиса, который исказил нравственные христианские начала ради сиюминутной материальной выгоды. Ведь «демократия усилила греховную похоть жизни. Демократия понимает власть как право, а не как обязанность. И

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=