Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 67 всякая высшая идея в демократических обществах умирает» [5, с. 188]. Божественное начало и влияние христианской морали было для Н. А. Бердяева той действующей силой, которая определяет единство мира. Но окружающий мир лежит во зле и его нужно изменить, уничтожив пропасть между должным и сущим, привнеся в жизнь Добро, Красоту, Истину. Н. А. Бердяев полагает, что «недостаточно человека освободить от внешнего насилия, как то думает социальная религия наших дней, нужно освободиться человеку от внутреннего зла, которое и рождает насильственную связанность природы и смертоносный ее распад» [6, с. 129]. Это подчеркивало особую значимость внутреннего религиозно-нравственного преобразования личности и общества. Н. А. Бердяевым предполагается, что индивид имеет неразрывную связь с космосом, что делает его сопричастным божественному откровению и божественному созиданию. Поэтому отдельный человек должен выступать в роли «органичного члена» мировой, космической иерархии, ведь тогда «богатство его содержания прямо пропорционально его соединению с космосом» [5, с. 376]. А в условиях трагизма всего человеческого существования необходим приоритет морали и обоснование таких ценностей, которые позволили бы преодолеть существующее зло и страдания. И эти ценности могут придать жизни конкретного человека истинный смысл, который может быть уже осуществлен в процессе его деятельности. По мысли Н. А. Бердяева, человек (как и политик) несет ответственность за зло. Это связано с его свободой, которая дает ему возможность жить вопреки Божественному предназначению. Но человек совершает свой нравственный выбор в условиях существующей свободы. Это позволяет говорить о необходимости осуществления освобождения индивида от принудительного добра и подчинения его внешним и чуждым нормам [См.: 7, с. 42]. Поэтому повиновение всякому закону, навязывание какого-либо долженствования связано уже с рабством. «Этика закона» есть этика социальной обыденности, исходящей из страха и заставляющей следовать лишь букве закона. Тогда как «этика искупления» дает правила поведения, основанные на любви к ближнему, сострадании и прощении. Ведь, по мысли Н. А. Бердяева, власть над человеком есть зло, отчего «личная мораль всегда была права по сравнению с моралью государственной, она была моралью человеческой и экзистенциальной в противоположность морали нечеловеческой и объективированной» [8, с. 86– 87]. И только «этика творчества» превращает человека в изобретателя и творца, поскольку борьба со злом может происходить через творческое осуществление добра и преображение зла в добро (благо), приближая богочеловеческий идеал. Однако конструируемая Н. А. Бердяевым нравственность и моральные нормы, оказываются идеальными, оторванными от социальной реальности, сложившихся исторических обстоятельств и социокультурных особенностей. С одной стороны, можно считать, что Н. А. Бердяевым и другими русскими религиозными философами был заложен духовный идеал, направленный на осознание человеком своей божественной природы. Однако, с другой стороны,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=