Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 77 имеет познавательную, этическую и эстетическую ценность. Познавательная ценность диалога реализуется в понимании ребёнком мира и нахождении своего места в нём, в выборе ценностных ориентиров, постепенно складывающихся в систему ценностей. Этическая ценность состоит в открывшейся ребенку возможности увидеть себя со стороны, приобщиться к духовно-нравственным аспектам, выработке рефлексивного отношения к миру и к себе, осмыслению их при помощи изучения и сравнения. Диалог в обучении позволяет сделать его осмысленным для ученика. Ориентация на личность, имеющая место в диалоговом процессе, меняет также характер общения и учебной деятельности, которые приобретают ярко выраженную активность, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Л. Н. Толстой подчеркивал, что только при полной свободе организации образовательной среды возможна полная реализация целей и содержания педагогического процесса, так как это позволяет: – «вести лучших учеников до тех пределов, до которых они могут дойти»; –отсутствие такого обычного явления, как «вызывание отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы»; – «узнать к какой специальности какой ученик имеет склонность». Необходимо заметить, что словесные методы рассматривались Л. Н. Толстым как действенные способы общения и прогресса, то есть движения вперёд человечества к совершенству. Он отмечал, что «… речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности …» [8, с. 425]. Таким образом, педагогический поиск Л. Н. Толстого обусловил понимание организации школьной среды, при которой центральной фигурой выступает личность ученика, где имеются необходимые и достаточные условия для его развития, проявления активности и самореализации. С позиций философии образования понимание учителем ценности образования как составляющей культуры общества и личности, фактически актуализировало переход от внешней категории «ценность» к собственно образовательной категории «цель» как в ее «общем, глобальном, интегрированном выражении, так и в дифференцированном, иерархически структурированном виде применительно к конкретным звеньям образования, отражающим его уровневый и профильный характер» [3, с. 49]. Рассматривая современные ему школы в контексте антропологического подхода к пониманию личности ребенка и связей образовательной среды с культурой, Л. Н. Толстой отмечал, что они лишают учеников «всякой свободы, притупляют творческие силы и способности, далеки от их интересов». Назвав традиционную школу «учреждением для мучения детей», он размышляет о новой школе и миссии учителя, способного создать условия для интеграции внешних и внутренних мотивов и стимулов образовательной и самообразовательной активности учащихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=