Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 80 чувствуется ими самими потребность порядка, и тем сильнее на них в этом отношении влияние учителя» [7, с. 117]. Свобода позволяет вести лучших учеников до тех пределов, до которых они могут дойти; избегать такого обычного явления, как «вызывание отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы»; узнать к какой специальности какой ученик имеет склонность. В связи с этим Л. Н. Толстой считает, что деятельность учителя в школе- лаборатории должна быть направлена на поиск путей создания атмосферы естественных отношений, чтобы ученик «не стыдился» учителя и одноклассников, т.е. то, что с позиций современной науки может трактоваться как комфортная образовательная среда [5]. Идеи и опыт Л. Н. Толстого по организации гетерогенной образовательной среды нашли отражение в социально-образовательной интеграции как одной из характеристик современного культурно- образовательного пространства. Под ней понимают особую педагогическую систему, которая, во-первых, принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития; во-вторых, имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся предметно-развивающую, материально-техническую и образовательно- воспитательную среду; в-третьих, обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родительской общественностью, так и со специалистами иных (не только образовательных) министерств и ведомств, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся в социуме [4]. Антропологический подход в современной системе образования, позволяет педагогической теории обрести собственное представление о целостном человеке и развить свою форму антропологии. Антропологическая интерпретация компонентов структуры воспитательного процесса придает ему онтологический характер, а философское понимание человека – направленность всех воспитательных усилий на реализацию природных сил и возможностей, заложенных в сущностных характеристиках человека [6]. Рассмотрение воспитания как способа бытия создает предпосылки для перехода от «педагогики мероприятий» к «педагогике бытия», позволяет обогатить понятийный аппарат путем включения в него антропологических понятий – «смысл жизни», «связность жизни», «неустойчивые формы бытия», «антропологическое время», «антропологическое пространство», «душа», «дух» и др. Осмысление данных понятий позволяет существенно обогатить педагогику инклюзии, определить основы построения социальной среды, ориентированной на субъектность личности. Особую ценность представляют положения педагогической антропологии, сфокусированные на раскрытие сущностных сил ребенка, характеристике такого пространства отношений,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=