Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 95 traditional art of the Ivanovo region is considered not only as a product of tradition determined by natural and historical factors but also in the context of the dialogue of cultures. Keywords : tradition, dialogue of cultures, borrowings from another culture, imaginative system, functioning, folk art DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-94-105 Актуальность проблемы обусловлена необходимостью преодоления противоречий между: все возрастающим интересом в мире к традиционному народному искусству и тенденциями мирового сообщества к инновациям, к глобализации, неминуемо ведущими к стиранию уникальности локальных традиционных культур; процессом бережного сохранения традиции в народном искусстве, как залога сохранения ценностей определенного вида искусства и процессом влияния на них элементов «чужой» культуры; сохранением традиций народного искусства и возможностью обеспечения их оптимального функционирования в современных условиях. Современное состояние народного искусства свидетельствует о неоднозначности его социально-культурного статуса. С одной стороны – повышенный интерес к традиционным художественным ценностям, с другой – «не формат», «консервативность», и, как следствие - постепенное затухание и зачастую угасание народных промыслов. Целью данной статьи является рассмотрение функционирования народного искусства как процесса переменного, зависящего от изменчивости множества взаимосвязанных между собой явлений, как внутренних (технологических, художественно-образных, стилевых и т.д.), так и внешних (идеологических, исторических, бытовых, межкультурных и пр.). В философской и эстетической литературе закрепилось мнение, что в народном искусстве помимо факторов, постоянно изменяющихся, обязательно присутствует статичный, малоизменяющийся внутренний слой, благодаря которому существует и развивается народная художественная культура как в прошлом, так и в условиях современности, невзирая на все социальные перипетии – это традиция. Исследователи народного искусства (И. Я. Богуславская, В. С.Воронов, В. М. Василенко, В. Е. Гусев, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б.Салтыков и др.) при всей специфичности подходов к определению традиции, сходятся в ее толковании как комплекса родовых начал – природных, культурных, технологических, формируемых коллективами многих поколений и передающихся от поколения в поколение, благодаря преемственности. «Народное искусство, как никакое другое, есть аккумулятор истинных генетических связей с природой и культурой народа» [5, с. 40]. Именно традицией обусловлено своеобразие конкретных культур, которое находит отражение в присущей им системе художественно-образного языка и стиля. Органичная связь народного искусства с природой и культурой конкретного региона формирует специфические образные (знаковые) системы, включающие излюбленные мотивы и их иконографию, излюбленные приемы цвето- и формообразования, композиционные алгоритмы, используемые материалы и их обработку (резьба, роспись, вышивка, ткачество, гончарство и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=