Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 97 написанные самими палешанами. По мнению А. В. Бакушинского: «Отсюда начинается первая и основная линия развития палехского стиля, осложненного другими уже провинциальными влияниями и местными художественными вкусами…, проникающими извне воздействиями западного искусства» [2, с. 236]. Но именно тогда в творчестве палешан начинают просматриваться признаки собственного стиля – «сдержанность и объединенность колорита общим тоном», характерная «удлиненность фигур», «сложная обработка плавями» ликов, «разделка колерами одежд», «сложность композиции» [2, с. 236]. В дальнейшем местные стилевые особенности формировались не только на основе традиций древнерусского искусства, но и на основе инокультурных влияний (западноевропейского искусства рококо и классицизма), когда икона приобретала собственные черты стройности. Подлинным образцом и вершиной «драгоценной узорочной культуры поверхности»[2] стала икона «Акафист Спасителю» (конец XVIII века). В ней нашли отражение характерные особенности собственного палехского стиля, как стиля изящества, виртуозной легкости, и причудливой орнаментальности, который в дальнейшем был воспринят многими следующими поколениями иконописцев, который если и претерпевал изменения, то не на столько, чтобы не быть узнаваемым. Приведем некоторые образные характеристики в описании этой иконы, данном А.В. Бакушинским. [2]. «Целостное впечатление от этого произведения палехского искусства дается органическим взаимодействием колорита, композиции и рисунка» [2, с. 238]. Целостность колориту придает «общий золотисто-коричневый тон, переходящий местами в зеленоватые и красноватые оттенки. Он очень спокоен… Но культура цвета доведена до величайшей тонкости и изысканности» [2, с. 38]. Цветовая гамма иконы – это «дальнейшее развитие традиции, впервые выраженной строгановским и царским колоритом XVI-XVII веков, перешедшей отсюда по преемственной связи в Палех» [2, с. 239]. Говоря о композиционной поверхности иконы, А.В. Бакушинский пишет, что она заполнена очень плотно клеймами, композиция каждого из которых «строго уравновешена, приведена к отношениям очень спокойным в группировке и движении фигур» [2, с. 239]. Тема каждого клейма «развертывается на фоне природного и архитектурного пейзажа – продукта причудливого творческого воображения художника», богато насыщена изобразительными элементами, отличается большой сложностью [2, с. 239]. «Рисунок иконы, – отмечает А. В. Бакушинский, – отличается исключительной стройностью, изяществом, виртуозной легкостью» [2, с. 240]. Вот какие характеристики отдельным изобразительным элементам, дает искусствовед: «истонченные хрупкие формы», «изысканное кружево», «пропорции форм очень удлиненны, в особенности у человеческих фигур: ноги, мелкие формы складок и внутриконтурных линий»; «верхушки горок грациозными фантастическими гирляндами склоняются вправо и влево», «художник орнаментально и обобщенно использовал натуралистические формы дуба, сосны, пальмы, трав, кустарников; их гибкие стволы, прозрачные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=