Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 112 затрату интеллектуальных и эмоциональных усилий потребителем массового продукта. Уже с первых кадров заставки к сериалу зрители погружаются в атмосферу синтеза древних культовых символов (скульптура индуистского бога Ганеши, христианское распятие, пирамида, статуя Анубиса, пентаграмма и др.) и современных символов поп-культуры: неоновых огней, механизмов, медицинских препаратов в сочетании с вводящей в транс музыкой, что предъявляет интеллектуальный и эмоциональный вызов нашему восприятию. Произведения Геймана изобилуют культурными ссылками, мифологическими образами, принадлежащими разным народам и эпохам, шокирующими ситуациями, часто несовместимыми со здравым смыслом и представлениями о морали и норме, что требует от читателя интеллектуальных и эмоциональных усилий. Фоном основной сюжетной линии «Американских богов» служит миф о войне богов. В фантастическом мире Нила Геймана перед читателем возникает широкая картина современной Америки, где «старые» боги, «привезенные» верящими в них мигрантами из разных стран еще со времен начала колонизации континента противостоят «новым» богам техногенной цивилизации и триумфа медиа. С социально-философской точки зрения примечательным становится факт зависимости «жизни» богов от веры в них людей. Приходит на ум ассоциация с названием книги С.Московичи «Машина, творящая богов» – как образе общества, которое само конструирует свою реальность, в том числе божественную. Еще Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и М. Вебер обозначили истоки религии и верований как внутреннее свойство общества. Эта идея социальной реальности как sui generis была развита известным немецким социологом и философом Н. Луманом в модели общества как «аутопойетической» системы, то есть такой системы, которая используют свои собственные операции для построения собственных структур. В романе и сериале это довольно хорошо проиллюстрировано. Историю богов Америки рассказывает Среда (так в романе называют Одина): «Когда люди стали приезжать в Америку, они привезли с собой нас. Они привезли меня и Локки с Тором, Ананси и Бога-Льва, лепреконов, кобольдов и банши, Куберу, и Фрау Холле, и Аштарота… Мы приехали сюда у них в головах и пустили здесь корни» [6, c. 163], но «довольно скоро люди забыли о нас, мы сохранились в их памяти как символы старого мира, что остались позади и не переместились в этот мир, новый» [6, c. 163]. Сила и власть богов, по мысли автора, заключается в степени живости веры, памяти и ритуалов. Боги «кристаллизуются» из веры людей. Единственный страх богов – быть забытыми. Как люди могут помнить и забывать старых богов, так они могут «творить» и верить в новых. Речь о «новых» богах вновь принадлежит Одину: «Ну а теперь, как каждый из вас, вне всякого сомнения, имел возможность убедиться на личном опыте, в Америке начало подрастать, цепляясь за набухающие узлы людских суеверий, новое поколение богов: боги кредитных карт и скоростных шоссе, интернета и телефона, радио, телевидения и медицинского обслуживания, боги пластика, пейджеров и неоновых вывесок» [6, c. 164]. Время выхода сериала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=