Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 115 реализм. Съемки выполнены настолько реалистично, что буквально кажется, что вот выгляни из окна – и фильм будет продолжаться наяву. Картины природы, быта, сами люди выглядят настолько живыми, что отделить реальность от вымысла и искусства становится порой невозможно. Аристотелевский «мимесис» или «чудо узнаваемости» (по Луману) как кредо искусства по-прежнему действует на зрителя и завораживает. Как говорит сценарист фильма «Небесные жены луговых мари» и автор одноименной книги Д.Осокин «В кино работают на эмоциональную сферу человека. Литература – это погружение, а кино – это как заточка либо поражает, либо нет». [7]. Через истории марийских девушек и женщин (все имена героинь начинаются на букву «О» – Ошвика, Оразви, Одоча, Онолча, Оканай, Оропти и другие) мы погружаемся в архаичные народные верования мари, представленные присутствующими в современной жизни. Здесь нет мышления понятиями и текстами, все сплошь пронизано образами и нарративами. Этот феномен чувственно-воспринимаемой тайны мы встречаем почти в каждом сюжете. Опи обращается к березе («мать рождения») и верит, что у нее исчезнут «хотя бы некоторые» родинки, береза трещит и лицо героини становится чище; Ошвика убивает нелюбимого мужа «заколдованным» гребнем; Оропти отказав лесному духу Овде лишается семейного счастья; Одоча заболела из-за того, что обидела березу, и для того чтобы вылечиться врач советует родителям сходить в рощу; на празднике нового хлеба, когда незамужние девушки поминают умерших, к ним приходят духи и вся деревня бежит их прогонять, поверив рассказу маленькой девочки. Тайна соседствует с обычной жизнью, воплощенная в природе, поэтому так легко перейти границу таинственного и оказаться в сфере «неизвестного», «запретного» и «опасного». Модель мира, представленная в «Небесных женах» разительно отличается от мира «Американских богов». Это «близкий» и «родной» мир человеческого общения, устной традиции и памяти, мир женского начала и связанной с ним тайной рождения и смерти в противоположность миру «незнакомцев», войн и героических жертв. Мир луговых мари – это то, что М.Элиаде называет «мистической солидарностью между человеком и растительностью», где на вершине иерархии находится женщина и женская сакральность [13, с. 55]. По этой причине в фильме много обнаженного женского тела, телесной любви между мужчиной и женщиной, что часто шокирует зрителей, воспитанных в христианской традиции, которая исключила из своих ритуалов языческую эротику. В контексте идей теории Лумана мир «Небесных жен» – это «родовое общество», которое находится в «узко очерченных границах, в малом мире с повсеместно ощущаемым различием между надежным и ненадежным» [10, c. 58]. В таком обществе Луман видит сами истоки феномена религии, которая «формируется в качестве первой попытки отвести место надежному в ненадежном» [10, c. 58]. По замыслу автора Д. Осокина «в фильме и в книге нет никакого конфликта между язычеством и православным христианством… ни здесь, ни в «Овсянках» не было цели сделать альтернативу христианству, тем более в пику… ценности совершенно общечеловеческие… просто наша

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=