Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 131 ашвамедху (принесение в жертву лошади), для получения мужского потомства совершалось жертвоприношение пурешти , для достижения блаженства служила жертва агништома . Ведические повествования о богах изобилуют описаниями сцен насилия, ярости и битв; таким же образом боги описываются в великих эпических поэмах « Махабхарата » и « Рамаяна ». Очевидно, что проблемы насилия и ненасилия в религиозных традициях основываются прежде всего на религиозно-мировоззренческих посылках, которые выводятся из представлений о первоначалах бытия. Если в христианстве и исламе таким первоначалом является Бог-творец, то индуизм является религией, возникшей из представлений о Вселенской жертве как первопричине бытия. Поэтому проблемы добра и зла, насилия и ненасилия ставятся иначе, чем в монотеистических религиозных традициях. Сущность индуизма как религии кастового общества отражена в тексте знаменитой религиозно-философской поэмы « Бхагавад-гита » («Божественная песнь»), которая является сравнительно небольшой частью эпической поэмы «Махабхарата», повествующей о битве бхаратов. «Бхагавадгита» отражает философские взгляды системы « эпической санкхьи » или « санкхья-йоги ». Излагаемая в «Бхагавад-гите» система категорий отражает определенную стадию развития данной философской школы. По меткому выражению Г. В. Ф. Гегеля: «Как эпизод она имеет отчетливую доктринальную определенность и потому свободнее от дикой, нелепой фантастичности, господствующей в индийской поэзии, когда она становится повествовательной и изображает события и поступки героев и богов от возникновения мира и т.д., все же и в этой поэме нужно многое отсечь и перетерпеть, чтобы можно было извлечь интересующее» [4]. Здесь отношение индуизма к проблемам насилия и ненасилия выражено в эпизоде, описывающем беседу Арджуны с Кришной. Кшатрий Арджуна командующий войском пандавов обуреваем сомнениями и устрашен тем, что в предстоящей битве ему и его братьям придется сражаться против своих родственников. Тогда Арджуна обращается за советом к своему колесничему, который есть не кто иной как бог Кришна. В процессе долгой беседы, Кришна развеивает сомнения Арджуны и убеждает его в необходимости сражения: «Откуда нашло на тебя в затруднении это уныние, неподобающее благородным, отрешающее от неба, ведущее к бесславию, о Арджуна? Не поддавайся слабости, о Партха, она тебя недостойна. Отринь жалкое малодушие и воспрянь, о каратель врагов!» (Бхагавад-гита, 24: 2-3) [7, с. 51]. В речах Кришны помимо учения о йоге, йогине, Брахме, можно также выделить учение о должном действии . Кришна убеждает Арджуну в том, что участие в битве является долгом (дхарма) кшатрия, ведь он связан кармой, которая все равно вынудит его сделать необходимое. Арджуну задели речи Кришны, и он вопрошает: «Если мудрость ты считаешь превосходящей деяние, о Джанардана, зачем на ужасное деяние меня подвигаешь, о Кешава? Речью такою противоречивой ты словно бы смущаешь мой разум. Твердо скажи мне

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=