Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 19 вероисповедание 58 000 000/1 150 000; религиозное объединение 21 000 000/11 400 000; исповедание 17 000 000/610 000; деноминация 20 000/504 000; конфессия 19 000/298 000. Таким образом, в лексике интернета наиболее распространенными являются два термина – вероисповедание и религиозное объединение, которыми описываются любые общности всех тех, кто так или иначе причастен к религии. Предпочтительным для нашей публикации представляется словосочетание «религиозное объединение», которое входит в текст действующего N 125-ФЗ (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997) и употребляется при описании регистрируемых в последние годы министерством юстиции РФ сообществ, в том числе и тех, кого относят к рубрике «местная религиозная организация шаманов» («местная шаманская религиозная организация»), отражая некоторые исторически сложившиеся коннотации лексем «исповедание» и «вероисповедание». «Шаманство» как экзотичную форму традиции отношения человека с сакральным, начиная с публикаций участников географических экспедиций в целях описания народов империи в XVIII веке, начинают тоже относить к «исповеданиям» [30]. Вместе с тем, в шаманизме, в отличие от христианских конфессий (исповеданий), не предполагается акт «исповеди», но его в академических изданиях стали относить к категориям «вера» и «религия», хотя, правда, он мог описываться как «самая грубая языческая религия» [8]. Сегодня в интернете присутствует парадоксальная идентичность «православных атеистов», однако там нельзя найти словосочетаний «православный шаман», «верующий шаман», «верующий колдун» или «православный волшебник», хотя и обнаруживается уникальный пример специфичной институции, существующей уже более 10 лет (с 28.12.2007) на портале «Сверхъестественное.рф» под экзотичным для религиоведческого восприятия названием «Русская православная школа магии и знахарства». Вместе с тем, хорошо известным этнографическим фактом является то, что на бытовом уровне одни и те же люди могут обращаться как к шаману, так и к православному священнику, при этом шаман и православный священник могут бесконфликтно сосуществовать [31]. При этом, если «местные шаманские религиозные организации», как уже отмечалось выше, регистрируются минюстом, то «местных религиозных организаций колдунов и ведьм» («местных колдовских религиозных организаций») и т.п. в интернете обнаружить не удалось. Таким образом, в НКРЯ, базирующемся на «книжных текстов», в отличие от интернета, содержащего современный «живой язык», наиболее распространенными являются только два термина – исповедание и вероисповедание, которыми исторически более 300 лет нормативно описывались общности тех, кто считался причастным к «религии» (государственной «вѣре»). Анализ книжной традиции показывает, что термин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=