Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 21 как минимум участия в «спасительной литургии». Именно эпоха Реформации (1517-1648) привела к появлению и легитимации множества сообществ, провозгласивших себя «подлинной религией» (исповеданием, confessio), при этом каждое из них в терминах собственного Я1 считало и считает только себя разделительным «истинным благочестием» («подлинным отношением с Началом Бытия»). Сосуществование нескольких Я1 потребовало разработки особых внутренних «языков второго порядка» (Я2), ранее применявшихся только дипломатами и философами, осмысливавшими внешние феномены, где каждый мог выступить как надконфессиональный (ранее однозначно попадая в категорию «безбожник», но в новом контексте получивший новое нормативное признание как наблюдатель, вне определенной конфессии находящийся, т.е. лютеранин для католика или католик для лютеранина и т.п.) «наблюдатель за наблюдателями действительности» и соответствующими Я1. 3.Кейс «Веслианская церковь» как конфессия и/или деноминация Данное, зарегистрированное минюстом сообщество, согласно данным сайта www.wesleyan.ru, т.е. в терминах своего Я1, именует себя как «Христианская евангельская веслианская церковь города Владимира» [9]. На сайте министерства юстиции Российской Федерации в разделе о зарегистрированных некоммерческих организациях в терминах своего Я2 зафиксирована « Местная религиозная организация «Христианская Евангельская Веслианская Церковь в г. Владимире»» [12]. Почти аналогично это сообщество именуется в сборнике, подготовленном администрацией Владимирской области, где оно описывается как «Местная религиозная организация Христианская Евангельская Веслианская Церковь г. Владимир» [15, с. 61]. В литературе его иногда кратко называют «Веслианством» [29, с. 408-409]. Другие источники могут именовать его «Уэслианской традицией» («Wesleyan Tradition»), идущей от англиканского проповедника Джона Уэсли (John Wesley, 1703-1791), бывшего студентом, а затем преподавателем знаменитого Оксфордского университета в Великобритании [27, с. 1278-1280]. Джона Уэсли в советских источниках считали основоположником «методистской церкви» [26, с. 501]. К «методизму» некоторые современные религиоведческие издания относят и «Уэслианство» [32, с. 286]. Другое издание отмечает, что «официальная история Веслианской церкви начинается в 1968 году с объединения Методистско-веслианской церкви (Wesleyan Methodist Church of America) и Пилигримской церкви Святость (Pilgrim Holiness Church) и полного их отделения от Объединенной методистской церкви» [28, с. 133]. Английская версия самоописания истории движения представлена на сайте «Wesleyan World Missions» [2]. Сложности с многообразием наименований общины объясняются историческими обстоятельствами становления множества христианских братств, которые выделились в эпоху Реформации («Schisma Protestantium», 1517-1648) из «Ecclesia Catholica Romana» в качестве самоопределяющихся «конфессий» («confessio», «исповедание»), «деноминаций» («denominatio»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=