Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 31 религиозных объединений в части уточнения понятия паломничества и вытекающих из него правовых отношений. Паломничество упоминается в статьях 16 и 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». «При этом закон не раскрывает содержание данного понятия и не определяет порядок осуществления паломничества» [2]. Правовое управление Московской Патриархии дает развернутый комментарий по данному вопросу. В частности, говорится, что «индивидуальное паломничество граждан по святым местам не требует законодательной регламентации, поскольку относится к сфере свободы вероисповедания. В свою очередь, паломническая деятельность религиозных организаций безусловно нуждается в такой регламентации» [2]. Согласно законопроекту, исключительным правом осуществления паломнической деятельности наделяются религиозные организации. В соответствии с предложенными поправками, статус паломника определяется целеполаганием совершаемого действия. Целью паломничества является «посещение мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения и участия в религиозных обрядах и церемониях» [2]. Данное определение цели паломничества позволяет отличать его от различных видов туризма, целями которого являются отдых и развлечения. В процессе дальнейшего совершенствования российского законодательства в данной сфере планируется внесение поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Целью данных поправок является правовое регулирование религиозного туризма. Данное понятие упоминается в соответствующем законе, однако его содержание не раскрывается в форме дефиниции. Правовое определение паломничества, как исключительной сферы деятельности религиозных организаций, требует введения отличительных критериев религиозного туризма и его дополнительного правового регулирования. С точки зрения Правового управления Московской Патриархии: «В отличие от паломнической деятельности, религиозный туризм будет осуществляться с целью посещения мест религиозного почитания и иных объектов религиозного назначения для отдыха и развлечений» [2]. Следует отметить, что данные поправки являются крайне необходимыми как для правового регулирования данной сферы, так и для процесса совершенствования российского законодательства в области свободы совести и религиозных объединений в целом. В этом отношении наша точка зрения совпадает с позицией Правового управления Московской Патриархии. Однако, текстуальная ограниченность законодательных норм и связанная с ней краткость формулировок не позволяет дать развернутое изложение всех опоросов, связанных с данной сферой регуляции. Фактически, законодательство в области свободы совести и религиозных объединений содержит в себе отсылки к внутренним нормам религиозных организаций. Эта позиция нашла отражение в большинстве официальных комментариев Правового управления Московской Патриархии, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=