Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 36 «люди крещеные, но не участвующие в церковной жизни» соответствующую содержанию миссиологических концептов «адресат внутренний миссии» или «внутренний адресат миссии». Соответственно, лица, не являющиеся членами Церкви, являются адресатом внешней миссии или внутренним адресатом. В основе различения внешнего и внутреннего адресатов миссии лежит экклезиологический критерий участия и присутствия. Этот подход лежит в основе различения сфер внутренней и внешней миссии в миссионерском служении Русской Православной Церкви. В соответствии с этим, паломничество в миссиональном аспекте является одной из форм внутренней миссии Церкви, а паломники – составляющей частью внутреннего адресата миссии. Это понимание нашло свое отражение в законодательной инициативе по внесению поправок в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Именно в силу того, что паломники являются членами Церкви, правовое регулирование их участия в религиозных обрядах и церемониях осуществляется на основе церковных нормативных установлений. Участие в паломничестве предполагает принятие на себя строго определенных обязательств в отношении соблюдения установленных Церковью норм, регулирующих порядок осуществления паломничества. В миссиональном аспекте, сфера религиозного туризма является пространством внешней миссии Церкви, а участники данного вида туристской деятельности соотносятся с внешним адресатом. В данном случае, статус религиозного туриста не может быть однозначно соотнесен с тем или иным экклезиологическим статусом локализации по отношению к границам Церкви. Участниками религиозного туризма могут быть не только неверующие или некрещеные лица, но и практикующие члены Церкви. Посещение святых мест воцерковленными православными христианами не обязательно осуществляется исключительно в формате паломничества. Православный христианин также может быть участником религиозного туризма, как особой формы туристской деятельности. Иначе говоря, участие в туристской деятельности в качестве паломника или религиозного туриста определяется не его экклезиологическим статусом, а исключительно свободным выбором той степени принятия внутренних нормативных установлений религиозной организации, регулирующих формат посещения мест религиозного почитания. Это означает, что вносимые поправки не только не ограничивает свободу участников туристской деятельности, но и, фактически, исходят из права на выбор, как определяющего принципа различения паломничества и религиозного туризма. Таким образом, именно участник туристской деятельности определяет ее цель и, соответственно, формирует своим выбором комплекс различий между паломничеством и религиозным туризмом. Со стороны религиозных организаций, определяющим является необходимость сохранения статуса мест религиозного почитания в соответствии со своими внутренними нормативными установлениями. Формат паломничества предполагает сознательное и свободное принятие участником туристской деятельности совокупности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=