Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 37 данных установлений во всей полноте. Реализация данного условия становится возможным при условии регулирования процесса паломничества именно со стороны религиозных организаций. Однако передача процесса организации паломничества в сферу исключительной компетенции религиозных организаций не решает проблему сохранения сакрального статуса мест религиозного почитания при осуществлении деятельности в сфере религиозного туризма. Посещение мест почитания в качестве религиозного туризма предполагает меньшую, чем при паломничестве степень сознательного принятия внутренних установлений религиозной организации, однако требует уважения к святыне и религиозным чувствам верующих. Это исключает совершение определенных действий, являющихся неуместными и неприемлемыми с точки зрения религиозной традиции. В целях избежания подобного рода ситуаций требуется специальная подготовка экскурсоводов и принятие туроператорам определенных обязательств относительно поведения туристов в местах религиозного почитания. Для этого необходимо принятие специальных правил, согласие с которыми и обязательство их исполнения может быть отражено в соответствующих договорах, заключаемых между религиозными организациями и туроператорами. Соблюдение норм такого рода договором не может быть навязано участникам религиозного туризма вопреки их воле. Свободно избирая религиозный туризм как форму посещения мест почитания, участник туристской деятельности, тем самым дает свое информированное согласие на соблюдение правил посещения. В этом проявляется осознанность свободного выбора участника туристской деятельности. В том случае, если человек принимает решение недостаточно осознанно и не готов проявлять уважение к внутренним установлениям религиозной организации и чувствам верующим, означает, что сделанный им выбор религиозного туризма является несознательным и неверным. В основе такого рода ситуаций как правило лежит недостаточная информированность о содержании конкретной религиозной традиции, что закономерно ставит вопрос о просвещении участников туристкой деятельности. Такого рода просвещение, с точки зрения Русской Православной Церкви, является особой формой миссии, обращенной к ее внешнему адресату. В миссиологическом аспекте религиозные туристы могут быть отнесены как к экклезилогически определенному адресату внешней миссии, локазиованому за пределами границ Церкви, так и к экклезиологически неопределенному внутреннему адресату, чье неполное участие в таинствах, не позволяет осуществить его корректную локализацию по отношению к границам Церкви. В первом случае имеются в виду как неверующие, так и нехристиане или неправославные христиане. Во втором случае речь идет о людях крещенных, но не участвующих в церковной жизни. В обоих случаях просвещение данных адресатов миссии отнесено к сфере компетенции Синодального миссионерского отдела [1, с. 418], [3, п. 15]. Следовательно, сфера религиозного туризма является пространством миссионерского служения,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=