Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 69 The article states that since the emergence of the global information society and "mass culture", with the levelling of the "value vertical" of humanistic culture, the "ontological person" as such ceases to exist: not just as a subject of public relations but as a metaphysical and gnosiological unique. On the contrary, in fact, the "person of knowledge", the person of humanistic social and cultural resource, the bearer of a self-built, holistic structured worldview, remains today the only symbol that determines the idea of the authenticity of life achieved through the potentials of genuine enlightenment. The paper determines that the civilizational challenge is to create a new subject of culture, human-thinker having worldview independence as well as ethical and analytical view. The atticle justifies the need for a fundamentally new humanistic gnostics, uplifting cultural traditions and ideological forms of social consciousness to the integrity and unity of the metaphysical and axiological dimensions. Keywords: "person of knowledge", humanistic paradigm, art nouveau period, information resource, information space, user. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-68-75 Гностический ресурс цивилизации, в частности, её фундаментальная философско-педагогическая парадигма, олицетворяющая эталон культуры гуманистического идеала, не может быть рассмотрена статичной когнитивной конструкцией и не должна сводиться к конъюнктурным идеологемам. В свою очередь, именно она пока ещё в значительной мере экстраполирует в контекст современности весь масштаб подлинно глобального в исторической ретроспективе социокультурного гнозиса, аккумлирующего конструктивные доминанты стратегических инициатив в науке, культуре в целом, в экономических исследованиях, в политике. Именно благодаря антропоцентрическому дискурсу культуры и науки «эпохи модерна», а точнее «эпохи Просвещения», человек до настоящего времени воспринимается не только биологической доминантой жизни на планете, но и неотъемлемой частью метафизического бытия, субъектом истории и культуры. И в этом качестве, как деятель исторического процесса, он нуждается в его культурной составляющей, в осознании своей культурогенной сообразности, вне которой его непосредственно биологическая природа теряет всякий смысл. Таким образом, в апогее гуманистической парадигмы аксиологический принцип человеческого существования не просто обретает ключевые характеристики, но и возрастает до принципа онтологического: это бытие культуры человека, культуры его знания и его сознания в бытии как таковом. Действительно, если мы говорим об уникальности человеческого существа в биологическом эквиваленте, это, безусловно, «прямоходящий индивид», если же мы подразумеваем «предельные» экзистенциальные и метафизические смыслы, то это их «вертикаль». Именно человек, извлекающий в процессе самопознания имплицит своего духа и являющий собой социокультурный феномен, формирует и оформляет гносеологический вектор и вертикаль аксиологического опыта. Это, безусловно, иерархия знаний и ценностей, становящаяся и ядром личностного мировоззрения и основным базисом культурной традиции. Только после утверждения этико- аксиологической «вертикали» мы можем говорить о бесконечном и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=