Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 73 просто снятие идеологической конфронтации и политической детерминации априори – все эти, когда-то необходимые условия культурного взаимообмена или же, к примеру, плодотворного научного поиска, органично расширявшего источниковую базу и значительно повышающего методическое качество исследований, становятся атрибутом прошлого – и это критично для всего антропологического вектора познания. В масштабе проистекающих глобальных информационных изменений, когда очевиден факт когнитивной и гностической диспропорции гуманитарного и техногенного ресурса, задачей поистине цивилизационной предстаёт формирование нового субъекта культуры, обладающего волей познания глубинных смыслов своего существования, приемлющего не только манящую реальность виртуально-технократического изменения своей среды существования, но и оставшуюся непознанной реальность своего антропологического бытия, своей уникальности идеоторики – необходим не просто «человек знания», но человек-мыслитель, человек воображения, для которого личное познание станет приближением к сознанию непостижимых качеств бытия, не подменённого разнообразием ментального симулякра. На сегодняшний день уникальная ценность гностики гуманистической парадигмы остаётся в том, что её «вертикаль» предельных онтологических смыслов, её целеполагающее формирование независимого мировоззрения и этико-аналитического взгляда человека-мыслителя на фундаментальные вопросы культуры и гносеологии, на равнозначность освещения рационального и иррационального мировоззренческого дискурса, непреложно проецирует целостный охват научно-исследовательского и общекультурного «горизонтов» познания, усложнение и углубление междисциплинарной проблематики, актуализацию «непостижимых» гипотез, рождение катарсических, на уровне метанойи, актов художественного творчества или же неразрешенных философских вопросов, что, в свою очередь, существенно видоизменяет, задавая ему этический вектор и наполняя культурой, самый повседневный контент социально-политического мироустройства. Апологию недоиспользованного потенциала «модерна» мы встречаем у Ю. Хабермаса: «Проект модерна состоит… в том, чтобы развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали…автономное искусство, но одновременно и в том, чтобы высвобождать …накопившиеся когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их…для разумной организации жизненных условий» [6, с. 50]. В контексте сказанного «человек знания» как уникальный социокультурный феномен, наследующий «эпоху модерна», не только то единственное, что сохраняет сегодня критерии преемственности традиции мировой духовной культуры – он по-прежнему воплощает сформированный цивилизацией синтез высокого гнозиса «всех наук», аккумулированного в целеполагании «земного начала», и высшей этики предельных, «горних» смыслов, связанных с сущностным предназначением человека, фактически с оправданием его бытия. Эзотерический нюанс, упомянутый Ю. Хабермасом,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=