Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 8 «полицейской симметрией в науке». «Формализм, – пишет Хомяков, – имеет и должен иметь постоянное притязание заменять собою всякую нравственную и духовную силу и находить всякий закон, всякую охрану, даже всякое начало движения в голых и вещественных формулах, приложенных к вещественным требованиям и побуждениям человеческим. Жизненную гармонию заменяет он, так сказать, полицейскою симметрией в науке, где он более боится заблуждений, чем ищет истины; в искусстве, где он более избегает неправильности, чем стремится к красоте; в быте, где он вытесняет и заменяет всякое теплое и свободное изменение души холодным и мертвым признаком благочиния» [1, с. 129]. Формализм в образовании, как следствие заимствования или подражания чужим образам культуры, также чреват раздвоением жизненных и духовных начал, но само это раздвоение носит здесь случайный, поверхностный характер. «Раздвоение, подавляющее в нас духовную силу, – считает Хомяков, – есть дело исторической случайности и отчасти следствие недоразумения: оно не лежит ни в основе наших начал духовных, ни в характере нашего народного состава, как в романо-германской Европе; оно явилось следствием, так сказать, невольного соблазна при первой нашей встрече с богатствами знания, до тех пор нам чуждого; оно должно исчезнуть, и исчезнет при полном знакомстве с этим знанием» [2, с. 152]. В этом смысле «мнимое» образование в России принципиально отличается от «ложного» образования на Западе: первое почти не затрагивает внутренние, глубинные начала народной души, так как не вытекает из национальных корней народной жизни; второе, напротив, формирует характер и дух народа и каждой личности в отдельности. Когда раздвоение не случайно, а лежит в самой основе духовного мира и укладе общественном, противоречия между жизнью и духом нельзя примирить никакими социальными усовершенствованиями жизни, потому что «они могут найти свое примирение только в другом, высшем начале, возникшем из другой, менее односторонней жизни» [2, с. 141]. Особенности христианского просветительства на Руси. Почему же, однако, при изначальной потенциальной «цельности и разумности» основ русской духовности в ее образовательный строй проник формализм? Согласно Хомякову, различие в духовных судьбах России и Европы коренится в характере восприятия и усвоения христианства Восточной и Западной Церковью, Византией и Римом. В этом же заключается и причина неизбежной, вынужденной формальности русского образования, вызванной отсутствием соответствия между полнотой христианской духовности и возможностями ее общественного и бытового преломления на Руси. Анализируя проникновение христианской духовности в общественную и частную жизнь народов, Хомяков приходит к выводу, что христианство, в силу своего исторического положения, не могло разорвать «сплошной сети злых и противохристианских начал», вследствие чего оно «удалилось в душу человека», стараясь улучшить его частную жизнь и оставляя в стороне его жизнь общественную. Византии как хранительнице всей полноты христианской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=