Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 84 Такого рода террористические и экстремистские интернет-сайты «содержат детальный обзор социальных и политических мотивов, послуживших основанием для создания террористических и экстремистских организаций, информацию о политических и идеологических целях, которые они преследуют, сведения о наиболее известных акциях, биографии основателей и «героев», жесткую критику «врагов», а также обзор текущих новостей» [4, с. 132]. Помимо разработки и ведения собственных сайтов, террористические и экстремистские организации проводят огромную работу на форумах, в чатах, блогах и социальных сетях. Немаловажную роль в этом имеет возможность живого, непосредственного общения. Такое общение используется для сбора информации, вербовки новых членов, пропаганды и реализации планируемых террористических актов. К тому же это гарантирует анонимность и низкий риск обнаружения [3, с. 9]. Помимо этого интернет активно используется для сбора средств на осуществление экстремистской и террористической деятельности, анонимного привлечения к ней различных соучастников, особенно таких как хакеры и представители бизнеса, предоставляющих информацию и услуги на коммерческой основе [2, с. 109]. Для религиозного экстремизма в глобальном информационном обществе перестают существовать любые границы: национальные, конфессиональные, культурные, политические, и, тем более, географические. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 говорится: «Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности» [5]. Сегодня мы оказались в таком мире, где в любом уголке планеты может найтись потенциальный или актуальный сторонник той или иной экстремистской организации, способный под влиянием профессионально сконструированной пропагандисткой «агитки», пойти убивать своих соседей и сограждан. Противостоять этому может, прежде всего, продуманная социальная политика, способная преодолевать всегда и везде возникающие общественные противоречия и противостояния, специальные компетенции на толерантность, которые призвана формировать система образования, и, в крайних случаях, силовые структуры. К сожалению, жестокие и кровавые теракты происходят не только в проблемных, но и самых благополучных в социальном плане странах, таких как Норвегия (А. Брейвик, 2011) и Новая Зеландия (Крайстчерч, 2019), показывая, что как спонтанные, так и спланированные акции демонстративно «дикого зверства» могут случиться везде, угрожая самой природе человеческого бытия на нашей планете, бросая вызов даже элементарной справедливости самого права на жизнь. Подводя итог, можно выделить основные особенности религиозного экстремизма в глобальном информационном обществе, бросающие новые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=