Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 97 такой выбор: освоить великое пространство нелегко, если вообще возможно. (А « пространство » как таковое и вовсе невозможно «освоить»). И мы видим на всей великой российской территории свидетельства пространства, не превращенного в человекоместо . И хотя россияне веками заимствовали вещи и способы производства вещей, культ и культура вещи, ее творения и использования не укоренились в российской ментальности. Все это объясняет несклонность к «отделке мелочей », деталей, выделенных из пространства, что сказывается и в материальной сфере, и – по ее образцу – в мыслительной сфере также. Проблема «Границы». Что происходило, когда русский человек выбирал « пространство », пребывал в « пространстве », отступал в « пространство » и даже захватывал ресурс « пространства »? По существу, во всех случаях человек отступал перед лицом «Границы». «Граница» может трактоваться в онтологическом, гносеологическом, культурно-историческом аспектах [19], но в нашем обсуждении она принципиально подразумевает появление другого /Другого . Невзятие барьера «Границы» – это, прежде всего, его непризнание и отказ иметь с ним дело. Эта проблема сказывается на трех уровнях – в сферах мышления, воли и отношений. Применительно к волевым аспектам она состоит в неспособности удерживать напряжение преодоления, ведь всякое напряжение возникает при преодолении другого , результатом чего, по Гегелю, оказывается диалектическое снятие и переход в новое качество [11]. Этот же процесс в его целеположенности надо понять как деятельность культуры, состоящую в преодолении – через напряжение – хаоса (множества другого , еще не подведенного под порядок о-свое-нного). Следствием невзятия барьера «Границы» во взаимодействии русского человека с другим (не соответствующим «своему» в желаниях и пониманиях) в материальном мире была или задержка, выстаивание, «перетерпливание» – великая русская терпеливость к тяготам, или же отступление, заклейменное как «лень». В случае последнего человек относит непреодолеваемое к будущему, а не к настоящему, или откладывает «в сторону» – то есть за пределы «своей» видимости и «своего» круга дел (для чего производит психологическое вытеснение). Еще при невзятии барьера «Границы» возможно замыкание в созерцание (отказ от выхода из себя в мир деятельности) – это бегство во внутреннее , вплоть до спасения там (как у Г. Сковороды: «мир меня ловил, да не поймал»). Иначе это выразилось в «обломовской мечтательности»: переносе того, что требует напряжения при внедрении в реальный мир другого , в собственное ментальное пространство, где, по сути, другого нет, и выстраивание другого в качестве своего в мечтании не требует напряжения. По Гегелю, можно сказать: это отступление человека в «бытие в себе», вместо взятия следующего уровня в развитии: «бытия для другого» ради снятия последнего в «бытии для себя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=