Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 106 реконструировать и иерархию положительных ценностей. Так, предательству как ценностному дну противостоят качества, характеризующие нравственную надежность человека. Линия поведения человека, считал М. Шелер, определяется, прежде всего, высшими, духовными ценностями – представлениями о святости, нравственном долге и благородстве, о высшей справедливости. Они выстраивают основную конфигурацию индивидуального и надындивидуально- социального ordo amoris (порядка любви) . Жизнь духа, полагал М. Шелер, имеет свой строгий порядок предпочтений и отталкиваний. «У сердца в его собственной сфере, – пишет он, ссылаясь на Паскаля, – имеется строгий аналог логики, отнюдь не заимствуемый им из логики рассудка. …У сердца свои доводы: «свои» , о которых рассудок ничего не знает, и никогда ничего знать не способен; у него есть «доводы» , т.е. реальное и очевидное понимание фактов, к которым слеп всякий рассудок – так же «слеп», как слепой – к цвету, как глухой – к звуку» [16, с. 359]. М. Шелер сформулировал также запрет на инверсию ценностных полюсов. Иерархия социальных норм и ценностей, писал он, не произвольна, любая культура всячески препятствует ценностным инверсиям, и это сопротивление тем выше, чем выше место ценности в верхней части пирамиды ценностей и чем ниже ее антипод в пирамиде антиценностей. Изучение неосознаваемого в морали активизировалось во второй половине ХХ в., и не только в философии, но и в социальной психологии и социологии. Так, социолог Г. Блумер, основатель Чикагской школы символического интеракционизма, в работе «Коллективное поведение» (1951) выяснял, с помощью каких социальных механизмов аморфное и неопределенное поведение людей превращается в организованное и формализованное коллективное поведение. Блумер прослеживает, как в процессе непосредственного общения отчуждение и межличностная конкуренция сменяются отношениями, приближающимися к кооперации. «Поведение одного, – пишет Г. Блумер, – стремится облегчить выражение (release) поведения других, сменяя стремление сдержать это поведение или воспрепятствовать ему; в этом смысле каждый человек стремится вдохновить других. Такие условия взаимной симпатии и отзывчивости со всей очевидностью способствуют согласованному поведению» [3, с. 199]. Представляют интерес и описанные Г. Блумером особенности процесса выработки решений в больших группах. Согласно его концепции, каждый субъект взаимоотношений действует, исходя из своей личной позиции, но в процессе интеракции происходит взаимовлияние, координация и приспособление действий друг к другу. Поэтому конечный результат индивидуального действия заранее предсказать невозможно, оно интегрировано в перекрестные связи и зависит от его интерпретации другими участниками общения. Позже сходные идеи высказывает и Ю. Хабермас [См.: 15]. Коммуникативное действие, считает он, отличается тем, что здесь субъекты стремятся к взаимопониманию относительно ситуации действия, они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=