Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 107 координируют свои планы действий, а посредством них и сами действия. Собственно, коммуникативное действие, по Хабермасу, не направлено на какую-либо установленную цель, поскольку результат взаимодействия не может быть предрешен заранее. Каждый исходит из своего особым образом интерпретированного жизненного мира, но в то же время любой, кто вступает во взаимоотношения, должен быть готов к тому, что его цели могут быть пересмотрены. Таким образом, коммуникативное действие у Ю. Хабермаса – это нетелеологическое действие, оно сориентировано не на цель, а на взаимопонимание. Фактически Ю. Хабермас проводит различие между двумя способами социальной интеграции общества: между координацией человеческих действий, которая опирается на общие ценности, и механизмами системной интеграции общества, не затрагивающими ориентации действия, а согласовывающими действия друг с другом через последствия, консенсус. Если это так, то моральные ценности могут быть и ценностями-целями, и ценностями-средствами. Б. Сутор тоже рассуждает подобным образом. Он пишет о том, что солидарность не может быть непосредственной целью, это структурный принцип, регулятивная идея. Солидарность, считает он, обеспечивается справедливостью в отношениях, а уже этот принцип может быть конкретизирован и реализован. «Романтика общности, – пишет он, – добивается не многого, в отличие от воли уважать и соблюдать согласованные правила и действующие нормы» [14, с. 101]. Новый всплеск интереса к неосознаваемым процессам в общении возник в связи с обострением внимания к теме доверия. Ее разрабатывали, в том числе, и такие ведущие современные философы, как Н. Луман, Э. Гидденс, Б. Барбер и др. Н. Луман в своей ранней работе по доверию, вышедшей на немецком языке в 1968 г. [17], различает доверие к людям и доверие к «абстрактным системам» (институтам). Доверие на микроуровне – это характеристика связи между индивидами, тогда как доверие на макроуровне, по Луману, – это доверие в обществе вообще, обобщенная характеристика более абстрактных, анонимных отношений. Межличностное доверие Н. Луман определял, как взаимное, двустороннее отношение, основанное на эмоциональной связи. Доверие как нравственно-психологическая установка – это обобщенное ожидание от партнера по общению справедливости в действиях, выполнения им взятых на себя обязательств: мы не можем знать наверняка, как намерен поступить другой человек, но предполагаем, что, скорее всего, он поступит так, как и должен в подобных случаях поступать человек. Как должен поступать – это, в том числе, а, возможно, и в первую очередь не артикулированные устойчивые моральные стандарты отношений. На это намекают весьма неясно сформулированные выводы социологов И. Гофмана, Г. Гарфинкеля и А. Шютца, которые, опираясь на феноменологию Э. Гуссерля, выявили так называемые скрытые структуры повседневных действий («формальные структуры практических действий», «грамматические структуры»). Эти структуры, по их мнению, лежат в основе представления о «нормальности» повседневной жизни, которую мы постоянно в своих действиях воссоздаем. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=