Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 121 А. А. Сычев Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева ЭТИКА НОРМ И ФИЛОСОФИЯ ПОСТУПКА 3 В статье анализируются две линии развития моральной рефлексии: этика норм и философия поступка. Показано, что первая, претендующая на строгую научность, ориентирована на поиск универсальных законов, их причинное обоснование и стремление укоренить мораль в пространстве фактов. Однако в рамках этики норм не удается адекватно объяснить возможность перехода от факта к норме и от нормы к поступку. Философия поступка предлагает непосредственный переход от факта к поступку, не предполагающий промежуточного звена в виде норм. Поступок в ней рассматривается как синтез бытия и должного, основными ориентирами которого являются уникальность, диалогичность и признание. Поскольку одной из базовых онтологических ориентаций человека является уважение к позициям других, нормы, в которых эти позиции фиксируются и обобщаются, могут быть реабилитированы и возвращены в поле зрения рефлексии над моралью как отображение общественно значимых моделей поведения. Поступок предполагает если не сознательное следование нормам, то, по меньшей мере, их учет в ситуации морального выбора и уважение к позиции их выразителей. Ключевые слова: норма, поступок, факт, нормативность, долженствование, нормотворчество A. A. Sychev National Research Mordovia State University (Saransk, Russia) ETHICS OF NORMS AND PHILOSOPHY OF ACT The article analyzes two lines of moral reflection development: ethics of norms and philosophy of act. It is shown that the first one, which claims to be scientific, is focused on the search for universal laws, their causal substantiation and tries to implant morality in the space of facts. However, within the framework of the ethics of norms, it is not possible to adequately explain the possibility of transition from fact to norm and from norm to act. The philosophy of act offers a direct transition from fact to act, not involving an intermediate link in the form of norms. The act in it is considered as a synthesis of being and oughtness, the main reference points of which are uniqueness, dialogue and recognition. Since one of the basic ontological orientations of a person is respect to the positions of others, the norms, in which these positions are fixed and generalized, can be rehabilitated and returned to moral reflection as a manifestation of socially significant behavioral patterns. The act implies, if not conscious complying with the norms, then at least their consideration in a situation of moral choice and respect for the position of their supporters. Keywords : norm, act, fact, normativity, oughtness, norm-making DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-121-129 Разграничивая этику и практическую философию, А. А. Гусейнов исходит из того, что первая принадлежит области науки, а вторая представляет собой философию как таковую [4]. Соответственно, различаются и объекты этих типов теоретической рефлексии над моралью. Если в фокусе внимания этики находятся преимущественно нормы (понимаемые как всеобщие законы), 3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00082
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=