Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 132 изменяющийся концепт, границы которого устанавливаются в результате напряженной политической борьбы, движущей силой которой выступает чувство моральной ответственности за исключение / включение путём непризнания / признания некоторых существ в моральное сообщество. В литературе наиболее обсужден и подробно описан вопрос о борьбе женщин за свои общечеловеческие права. За право признаваться в качестве полноценного «человека». Для феминизма вопрос до сих пор не закрыт. К примеру, мужской сексизм, намертво вмонтированный в язык нашего весьма чуткого к нарушениям прав человека сообщества философов морали, вынуждает каждого говорящего или пишущего подвергать дискриминации женщин. Женщина, желая стать одной из нас, представляющих человечество (моральное сообщество) в своём лице, вынуждена называть себя в мужском роде: ученый, автор, субъект, философ, этик, кандидат или доктор наук и т.д. Счастливым исключением выступает безродная (точнее – гемофродитная) пара «я – ты». Как уже отмечалось, концепция А. А. Гусейнова выражает традиционный для отечественной философии подход в трактовке человека, фокусируя своё внимание на максимальной выраженности человеческих качеств, человеке как личности. В результате возвышенности концептуальной установки автора из теоретического обзора выпадает огромная часть «человечества» – дети и подростки всех возрастов (прежде всего, с «особенностями» развития), люди с разными формами инвалидности, умирающие дети и подростки, недееспособные старики, люди с психическими отклонениями. Наше ответственно поступающее «Я» не встретит в этих «других» «своих». Они в принципе не наблюдаемы в оптике классической философии нравственности. Их нет в качестве особенных субъектов морали, которые не обязаны быть похожими на стандартного автономного субъекта. Они просто иные, не тождественные с самостью ответственно поступающей личности. Концепты «человека» и «человечества» необходимо переосмыслить, понять, как перманентно становящиеся в пограничных между человеческими и иными мирами «зонах фазовых переходов» (Б. Г. Юдин). Согласно его антропологическим идеям, концепт человека постоянно трансформируется, становится иным в пограничных зонах начала и конца жизни, человека и животного, человека и машины [3]. Добавлю от себя границу разума и безумия в самом человеческом существе, которая вносит принципиальное для морального самосознание различие между «злом» и «страданием» (или, как афористично выражено в английском языке, – “bad” or “mad”). Антропологическая концепция Б. Г. Юдина системно представляет поле ожесточённой борьбы за признание , идущей на границах человеческого мира. Морально ответственный поступок признания некоторого существа в качестве морального субъекта (возможно, актора) является предпосылочным для моральной оценки того или иного врачебного, биополитического или биотехнологического действия, вызывающего конфликт ценностных интерпретаций события. Кстати говоря, именно поэтому неточно называть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=