Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 146 Метафизически злое намерение объясняется, исходя из старого религиозного тезиса о творческом бессилии Дьявола. Он сам ни на что не способен, только портит Божье творение и соблазняет людей. Собственно, и психологические теории не устают повторять, что все злодеи – это жизненные неудачники. Быть злым – это «сделать так, чтобы ты не мог», а заодно «хотеть, чтобы тебя не было». Не случайно в докладе границей между добром и злом является насилие/ненасилие. При этом насилие – это не ущерб, а покушение на свободу воли Другого, отнятие у него способности быть творцом морального мира. Добро же предполагает другой способ связанности с другими людьми. Если быть добрым – это обладать способностью к ответственному поступанию, то субъект будет стремиться к тому, чтобы в его мире все обладали такой способностью, не станет и не сможет ее подавлять. Соответственно «быть связанным с другими людьми» таким образом – это, действительно, добро. «Связь: я и другой (другие) – не результат этических решений, а изначальная нравственная заданность бытия индивидов, которые вне этой заданности вообще не существуют как люди» [2]. Связь эта происходит на двух уровнях: онтологическом (мы все ответственные творцы) и на уровне понятий морального сознания, содержаний морального дискурса. Человеческое и доброе бытие может быть только совместным «миром добра». Соответственно, мораль – это граница человеческого бытия (как и наоборот, гуманность – критерий морали), выше – ангелы, ниже – животные, сбоку – роботы. Следовательно, быть человеком, быть моральным и вообще быть – это для человека одно и то же. Поэтому стремление к добру самому по себе является для нас столь неотступным, и добрый человек не может не делать добрые поступки. Добрый – это тот, кто совершает ответственное поступание и создает «свой мир», мир таких же, как он, ответственно поступающих. Он производит «добро само по себе», саму способность бытия быть человеческим и добрым, а уже внутри может вступить в коммуникацию с другими субъектами морали о содержании моральных поступков. В повседневной жизни тоже различаются хорошие люди с моралью, не похожей на нашу, но производящие добро само по себе; и плохие люди, прикрывающие морализаторством свою неспособность к добру самому по себе. Таким образом, утверждение нравственной философии как первой философии и провозглашение ее основой онтологии является актуальной стратегией решения проблем теории морали. В этом случае онтология – это ответственное думание изнутри своего уникального бытия; детерминантой морали является не внешняя онтологическая причина, а желание субъекта; ответственный субъект творит бытие нравственности, а уже внутри него задаются содержательные критерии добра и нормы долженствования; добро определяется не через зло, а через способ соединения с другими людьми.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=