Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 152 что невозможно помыслить начало как то, вне чего есть еще нечто, вступающее с ним в какие-либо причинно-следственные отношения. Архэ имеет дело с полнотой мира, бытия и так, что само не внеположено ему: это значит, что философ хочет мыслить так, чтобы включить себя в мир, который без этого был бы не полон. Что означает эта включенность? То, что нет некоего внешнего наблюдателя, ученого, описывающего, исследующего, предписывающего. И сам философ не есть такой ученый наблюдатель: он может говорить о мире, мыслить его только в качестве тождественного себе – то есть мыслить самого себя. Для этики (моральной философии) это означает, что философ мыслит как поступающий, для него мир есть его собственный поступок во всей полноте (то есть полноте всех возможных следствий и связей). Отсюда и идея ответственности за все (на которой я сейчас не буду останавливаться, но которая ясна, если хотя бы принять, что как моральное существо я имею дело с миром в его полноте, так как я есть моральное существо лишь в качестве начала этого мира). Важно сформулировать и принять эту идею: я как архэ соотношусь с миром в его полноте и исключаю, отменяю причинно-следственное пространство и логику. Я собой обрываю причинно-следственную цепь (и никак иначе помыслить самое себя невозможно). Моральная философия – не о почему и не о следствиях. Человек не есть звено в причинно-следственной цепи: Аристотель в своем учении о поступке и этическом определяет человека как архэ, как начало: ἄνθρωπος εἶναι ἀρχὴ τῶν πράξεων (EN 1112b30) – «человек – это, конечно, источник (начало – О. З .) поступков» [3, с. 103]. Он есть не причина поступков, существующая вне них и предшествующая им, не звено в цепи причин и следствий, так что некий эмпирический человек порождает поступок, а тот, в свою очередь, становится причиной и ведет к неким следствиям, результатам. Человек есть начало: это значит, что и он сам, и поступок мыслятся в их тождественности как самодостаточная полнота, не имеющая ни причин, ни следствий. Человек есть «свободное начинание (der Anfang)» (М. Хайдеггер), тот, кто решает, кто инициирует поступок (значит – бытие), но человек не бытийствует вне и до поступка, он есть человек исключительно в нем, в качестве его начала. Это аристотелевское этическое определение человека и есть его ответ на призыв поиска самого себя. Человек как архэ не имеет эмпирических определений и к нему применимы те же понятия, которые описывают апейрон. Парменид говорил, что «отрицательные определения… подобают началам и границам» [8, с. 278]. В качестве начала я не есть совокупность черт характера и тп., – не психологически и не социологически мыслимое, т.е. как архэ человек мыслим и мыслит сам себя исключительно философией. Он не есть точка преломления эмпирических сил, которые принимают форму желаний, намерений и тп. Мир, увиденный и помысленный с единственной, центральной (но не такого центра, который вычисляется извне) точки моего бытия, есть мир моей ответственности, мир как мой поступок. Поэтому, если я мыслю о нем как моральное существо – это значит, я мыслю о нем как о собственном поступке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=