Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 42 морали, выделив наиболее существенные, на мой взгляд, аспекты этого вопроса. Весьма показательно, что рассуждение, озаглавленное «Нравственная философия и этика» и посвященное во многом этому вопросу, А. А. Гусейнов начинает с характеристики того, что такое мораль. Это понятно: теория, философская или научная, складывается в той или иной форме сообразно своему предмету, в процессе конструирования своего предмета. Замечу мимоходом, что указанные А. А. Гусейновым в устном докладе на симпозиуме отличия науки и философии в отношении к своему предмету, а именно, что наука объективирует свой предмет, а философия конституирует его внутри себя, философ чуть ли не реализует самого себя через предмет своей мысли, возможно, и отражают действительное положение дел; – но мне не хватает демонстрации такого понимания философии на материале различных философий. Философии ведь разные, как и нравственные философии разные, в том числе разные и по тому, как они строятся; не только в разные эпохи, но и разными философами. Не так давно после лекции о морали в публичной библиотеке мне был задан вопрос: «Что составляет основу морали?», с последующим уточнением, предупреждающим от разъяснений на тему исторического ее возникновения. Смысл этого вопроса я понимаю так: каков минимум характеристик (качеств, черт), который позволяет нам квалифицировать некоторое явление как моральное? Собственно, это вопрос о понятии морали. Понятие содержит теоретическую модель явления; в нем выражен абстрактный образ явления. Методологически необоснованно пытаться обнаружить этот абстрактный образ в действительности. То же касается идеальных нормативных моделей: они выполняют ориентирующую, регулятивную роль, они не выполнимы в полной мере в действительности. В докладе А. А. Гусейнова мы находим ряд положений, однозначно релевантных прозвучавшему в библиотеке вопросу, и, опираясь на эти положения, можно было бы на него ответить. Характеризуя мораль, А. А. Гусейнов, во-первых , указывает, что мораль возникает в ходе обособления индивидов, групповой фрагментации общества и дифференциации частных и общих интересов, понимаемых как индивидуальные и общественные интересы. Названные процессы приводят к формированию общественного сознания как «самостоятельного мировоззренческого и регулятивного комплекса», благодаря которому путем «целенаправленных организующих усилий в масштабе общества (целого) и в его интересах» преодолевается противоречие частных и общих интересов; причем эти усилия требуют «оправдания перед разумом» [1]. Общественное сознание начинает выполнять роль детерминатора поведения индивидов. Это – внешняя детерминация, и по характеру детерминации воздействие общественного сознания мало чем отличается от «природной детерминации». Отметив в начале абзаца, что мораль формируется по мере фрагментации общества и дифференциации интересов, А. А. Гусейнов в конце абзаца

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=