Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 52 Нравственность как человеческое в человеке и должные взаимоотношения между людьми, думается, и выступает (исторически и логически) в качестве духовно-теоретической основы самого права. В данном моменте, признаюсь, мы (автор основного доклада и я) в определённой мере расходимся. Речь идёт о проблеме соотношения нравственности и права, которую уважаемый Салам Керимович видит, скорее, как «линию разграничения», решает её в парадигме признания большей самостоятельности и даже независимости именно права. « Если говорить об историческом аспекте и иметь в виду будущее, - утверждает А. А. Гусейнов, - то право проникает в него вполне активно и на всю видимую глубину, оно гарантировало свое будущее даже более надежно, чем мораль, взяв его в значительной степени под свой контроль, законодательно гарантируя, например, права еще не родившихся поколений, сохранение климата » [4, с. 16]. Вместе с тем, имея в виду всю совокупность этико-философских взглядов и практических шагов А. А. Гусейнова на научно-образовательном поле, смею предположить, что наши позиции скорее сходятся, чем расходятся. Тем более, что я как исследователь всегда испытал и испытываю достаточно сильное влияние с его стороны. Отсюда и наше научно-организационное сотрудничество по клубной и не только линиям, что с точки зрения нравственности не может не иметь значения. В известном смысле, таким образом, последняя сильнее права, ибо ведёт человека по жизни в целом и стратегически, а не от ситуации к ситуации и тактически. Вспоминается, в частности, момент практически пятилетней давности, когда в ответ на моё приглашение к сотрудничеству между философско- правовым клубом «Нравственное измерение права», с одной стороны; и Московско-Петербургским философским клубом, – с другой, я не только услышал уверенное «да», но и вполне конкретное предложение с учётом его и моих научных интересов провести на площадке Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) конференцию «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права». Тогда в сентябре 2015 года со стороны А. А. Гусейнова была дана высокая оценка исторического, особенно этического наследия П. А. Кропоткина, обращено внимание на свободолюбие и смелость нашего Университета, организовавшего конференцию на столь острую тему. Известно ведь, что классик анархизма критиковал не только государство, но и право. Указывая на это, проректор по научной работе В. Н. Синюков подчеркнул значимость этической критики для самого права. Но в связи с сегодняшней темой вспоминается также призыв А. А. Гусейнова к тому, чтобы обратить внимание на органичное сочетание ценностного и научного подходов у автора знаменитой «Этики». В этом отношении, возвращаясь к проблеме разведения нравственной философии, предполагающей максимальное присутствие субъективно- личностного фактора, и этики, позиционируемой как наука, в основном абстрагирующейся от последнего, хочу отметить принципиальную возможность и даже необходимость указанного выше «органичного сочетания»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=