Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 57 О. В. Артемьева Институт философии РАН «НАУЧНЫЙ» ПОДХОД И МОРАЛЬ Статья посвящена анализу на примере учения Сократа о добродетели «научного» («теоретического», «этического») подхода к осмыслению морали, который А. А. Гусейнов выделяет наряду с «философским». Учение Сократа о добродетели, которое А. А. Гусейнов характеризует как «научное», в статье рассматривается с точки зрения следующих выделенных в докладе существенных особенностей «научного» подхода: объективация морали, отношение к ней как к внешнему по отношению к исследователю предмету; претензия на открытие общезначимой истины и предъявление ее другим, претензия на роль учителя по отношению к реальным индивидам; приверженность позиции общества, а не индивида. В статье показано, что, следуя «научному» подходу Сократ сумел избежать опасностей неадекватного понимания и объяснения морали, которыми этот подход чреват. Более того, Сократу удается раскрыть те особенности морали, которые акцентируются и в рамках «философского» подхода, а именно – персональный характер моральных суждений, решений и оценок, независимость, неподотчетность и самостоятельность морального субъекта. В статье делается вывод, что «научная» установка может в реальных этических учениях реализовываться по разным сценариям и в своих конкретных воплощениях она не антагонистична «философскому» подходу, а совместима с ним. Нередкая совмещенность «научного» и «философского» подходов в этических учениях можно рассматривать как свидетельство востребованности каждого из двух подходов в целостном осмыслении такого сложного и неоднородного феномена, каким является мораль. Ключевые слова : мораль, этика, философия морали, моральное знание, моральное суждение, моральный субъект, персональность, всеобщность, Сократ O. V. Artemieva RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) «THEORETICAL» APPROACH AND MORALITY The paper is devoted to the analysis on the basis of Socrates' ethical teaching of "thеoretical" ("ethical") approach to the understanding of morality, which A. A. Guseynov singles out along with "philosophical" one. Socrates' ethical teaching, which A. A. Guseynov describes as "thеoretical", is considered in the paper in the perspective of the following essential features of the "thеoretical" approach highlighted by A. A. Guseynov: the objectification of morality, the researcher’s attitude towards it as if it were an externa subject; the claim to the discovery of the universally accepted truth and its imposing on others, the claim to be a teacher for real individuals; the commitment to the position of society, not an individual. The paper shows that by following the "theoretical" approach Socrates managed to avoid the dangers of inadequate understanding and explanation of morality, which this approach is fraught with. Moreover, Socrates succeeds in revealing those features of morality that are also emphasized in the framework of the "philosophical" approach, namely, the personal essense of moral judgments, decisions and evaluations and independence of the moral agent. The paper concludes that the "theoretical" approach can be realized in the real ethical teachings according to different scenarios and it is not antagonistic to the "philosophical" approach, but quite compatible with it. The overlapping of "theoretical" and "philosophical" approaches in the real ethical teachings, to which A. G. pointed out, shows the importance and relevance of each of them in the course of a comprehensive

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=