Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 78 практической программой существования моральных индивидов, но и вполне самостоятельной моделью целостного восприятия и конституирования морали как проекции зоны индивидуальной ответственности в социокультурное пространство, а в некоторых случаях ее расширение до масштабов универсума в целом. Идейное наследие, как и сама биография такого человека, – уникальный факт нравственной жизни, достойный предмет этического исследования, неисчерпаемый материал для теоретического конструирования и объяснения сущности морали и нюансов ее интерпретации. Таким образом, круг наших рассуждений замкнулся: мы вернулись к исходному вопросу о предмете и роли этического знания, не только подтвердив высказанную в начале статьи гипотезу о неоднозначности их понимания, но и создав условия для постановки более радикального вопроса: «Самодостаточна ли этика как научная дисциплина, изучающая мораль и формирующая теоретическую парадигму ее истолкования?». Рискнем высказать несколько провокативное предположение, что нет, поскольку предмет анализа не только выходит за рамки эмпирически фиксируемой реальности, преимущественно прозрачной для основывающего свои теоретические выводы на наблюдении и эксперименте научного познания, но и не имеет однозначной содержательно- смысловой репрезентативности. Вероятно, поэтому, этике так и не удалось отстоять монополию или занять безраздельно доминирующую позицию в качестве исчерпывающего знания о морали. А потому дрейф нашего аналитического повествования, вовлекшего в орбиту обсуждения помимо этики такие стратегии отношения к морали, как нравственная философия и моралистика («нравственно акцентированные жизненные программы», укоренившиеся в культуре «в форме устойчивой, долговременной традиции» [4, с. 40]), не был случайным или произвольным. Мы полагаем, что тем самым намечаются три в равной степени вероятные линии проблематизации подобного рассуждения: выявление базовых конкурирующих вариантов понимания морали, отражение естественно чередующихся фаз циклического развития представлений о морали, где все три способа ее понимания соотносятся по принципу взаимодополнительности, или определение неких ступеней (уровней) поступательного движения к оптимальной нравственной организации жизни людей? Каждое из этих предположений, осмысление и эвристическое соотнесение которых – тема отдельного исследования, свидетельствует о том, что любая попытка искусственно изолировать этику, игнорируя ее исторические и ментальные связи с практической философией и моралистикой, значит, намеренно обеднить ее собственное содержание и лишить перспектив дальнейшего развития. Литература 1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с. 2. Гельфонд (Клюзова) М. Л. Критика учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием в отечественной религиозно-философской мысли

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=